Первоисточник стиля королевы Анны
На международной выставке архитектуры Centennial в 1876 году, проведенной в Филадельфии, популяризатором стиля королевы Анны стал Ричард Норман Шоу, представивший там свои работы. Этот архитектор из Англии работал над сооружениями в викторианском стиле.
Примечательно, что начинал Ричард Шоу с неоготики.
Надо сказать, что Ричард Норман Шоу в паре с Уильямом Эндрю Несфилдом занимались проектированием в традициях возрождения искусства и ремесел. Они создавали проекты простых загородных домов в «староанглийском стиле», а для строительства использовали исключительно местные материалы.
Позднее многие американские архитекторы стремились приспособить стиль королевы Анны к американскому мировоззрению, предпочтениям и строительным материалам. Например, английские фахверковые фасады были заменены на текстурированную черепицу. Впоследствии стиль выделился в совершенно самостоятельное американское архитектурное направление, значительно отличающееся от своего английского прообраза.
Рисунок 1. Стиль королевы Анны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сооружения, построенные в данном стиле, могут похвастаться многими излишествами викторианского века, которые получили свое распространение благодаря промышленной революции. Новейшие технологии возведения позволяли создавать сложные архитектурные формы, а строительные материалы перевозили по всей территории Соединенных Штатов с помощью постоянно расширяющейся сети железных дорог. Новые образцы домов, появившиеся во Флориде, имели такие характерные черты, как:
- стропильные конструкции с большим уклоном;
- сложная система дымоходов;
- ассиметричные фасады;
- угловые башни;
- фактурная черепица для отделки фасадов.
На внешний декор этих сооружений оказали влияние архитектор Чарльз Истлейк и некоторые принципы стиля Тюдоров. Такие постройки современники называли «расписными дамами». Изначально новшества проявлялись в применении характерной палитры – зеленого, желтого и красного цветов, позднее стали применять темно-коричневый, и светлые, близкие к белому оттенки.
Крыши домов в стиле королевы Анны состояли из комбинации передних и поперечных фронтонов (позднее такой тип кровли получил название вальмовой). Фасады также включали в себя мансардные окна, балконы и башни различных размеров, которые часто соединялись сплошной оболочкой из дерева или шиферной черепицы.
Якобинский стиль
Своим названием данное архитектурное направление обязано первому английскому правителю из рода Стюартов Джеймсу VI Шотландскому, который взял себе еврейский вариант английского имени Джеймс – Яков в 1603 году.
Правление Якова продлилось двадцать два года, но стиль, появившийся в эту эпоху был популярен вплоть до конца XVII века, а также получил широкое распространение в колониях Нового Света.
Рисунок 2. Hatfield House. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Якобинский архитектурный стиль специалисты называют продолжением елизаветинского стиля, он относится ко второму этапу английского Ренессанса. В начале правления Якова в архитектуре наблюдались тенденции, свойственные пуританской, массивной и сдержанной елизаветинской архитектуре. Со временем в Англии начали распространяться палладианские направления архитектуры, которые имели активную поддержку в лице британского архитектора Иниго Джонса, а также популярных стилистических веяний Северного – фламандского и немецкого – маньеризма. В этот момент строительные работы и проекты всё чаще начинают выполнять иммигранты, не имеющие ничего общего с тюдоровскими традициями в архитектуре и легко применяющие свободные ренессансные приемы в рамках елизаветинских канонов.
Фасады загородных домов получают новые «вольнодумные» элементы из Италии:
- резные фронтоны;
- полукруглые арочные конструкции;
- плоские конструкции кровлей с балюстрадами;
- пилястры.
Рождение нового стиля отметилось строительством первой резиденции Hatfield House, располагающемся в Хартфордшире (1607-1611). В те времена сооружение представляло собой расширенное елизаветинское поместье, принадлежащее Роберту Сесилу, графу Солсбери.
Якобинский интерьер
Дворцовые интерьеры в период развития Якобинского стиля стали более комфортными и изысканными. Во внутреннем оформлении сооружений появляются гобелены, ковры, шерстяные шпалеры клинообразной формы, картины и покрывала, вышитые шерстью.
Кожаная обивка мебели сменяется роскошными тканями, специально предназначенными для этих целей: шелк, бархат, лён и шерсть. Ткань, как правило, имела яркий внешний вид, бисерную отделку и флористический декор. Такие особенности получили распространение во многом благодаря палладианской архитектуре, ведь в Англии появилась мода на новую яркую орнаментальность в одежде.
Многие предметы мебели и интерьера начинают раскрашивать в яркие цвета. Потолочные панели и плафоны обычно отделывают лепниной с переплетающимися геометрическими фигурами и узорами. Резной тюдоровский декор во времена Якобинского стиля потерял свою тяжеловесность и сменился более легкими, кружевными и плоскими формами.
Помимо прочего, в Якобинскую эпоху появилось множество новых предметов обстановки. Интересно, что с вхождением в моду больших, пышных дамских платьев с фижмами исчезли стулья без подлокотников, а сундуки сменились комодами, украшенными лепными фасадными деталями, которые скрывали новоизобретенные узлы «ласточкиного хвоста». В эту эпоху получают широкое распространение письменные столы, пришедшие на смену боксам для хранения Библии, особенную популярность получают складные варианты столов.
В XVII веке Англия получает возможность прямой торговли со многими азиатскими странами. В этой связи в интерьерах богатых домов появляется множестве декоративных элементов из перламутра, мастера по дереву начинают подражать азиатской манере покрытия узлов и элементов лаком. В мастерских, занимающихся серебряным декорированием, начинают активно прорабатывать морские сюжеты, а также мотивы с волнами, русалками и дельфинами.