Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стиль историзм

Сущность историзма

Определение 1

Историзмом называют направление в архитектуре и декоративном искусстве XIX века. Оно стремилось к точному воспроизведению форм и духа предшествующих исторических стилей.

Историзм выступает как сочетание различных архитектурных направлений, являющихся «прошлыми», таким образом, в полученном единстве объединяются осколки разных времен.

Временные рамки развития историзма в архитектуре определяются годами от середины XIX века до начала Первой мировой войны.

Нередко в отечественной литературе используется термин «эклектика» как синоним слова «историзм». Искусствоведами был принят термин «историзм» для разграничения данного понятия и негативной смысловой коннотации в слове «эклектика».

Развитие историзма

Вторая половина XIX века характеризуется кризисом позднего классицизма с его ордерной системой, это тормозило развитие новых тенденций в строительстве. Неоклассицизм сменяется эклектическим использованием отдельных приемов и форм различных стилей прошлого. Термин «историзм» говорит о том, что искусство данного стиля обращалось за темами и образами к истории.

Венский университет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Венский университет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Надо сказать, что историзм допускает возвращение не только к классическим формам. Любой исторический период мог стать прообразом для будущего сооружения, в том числе и классика, но только в условиях равенства со всеми остальными. В это время ордер перестает быть главенствующим инструментом архитектора. Различные художественные предпочтения заказчика становятся определяющим фактором в сложении архитектурного образа здания. Однако, свобода выбора касается пока только внешнего вида здания, каркас остается неизменным при любой внешней декорации.

«Стиль историзм» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С появлением в России новой государственной доктрины, формирующей основную национальную идею, появляется целое архитектурное направление, называемое «русский стиль». Архитекторы, работающие в стиле историзма, стремились к археологической точности деталей и форм, их не очень интересовал образный строй исторических прототипов.

Наиболее признанным и продуктивным архитектором, творящим в стиле историзма, был К. Тон. Именно по проекту Тона был построен знаменитый храм Христа Спасителя, имевший весьма трагическую судьбу. Данное сооружение строилось в непосредственной близости от московского Кремля и символизировало победу российских войск над Наполеоном. В связи с тем, что данная победа ассоциировалась теперь с православием, в качестве главенствующей идеи сооружения были выбраны формы, напоминающие византийскую архитектуру. Данные формы призваны были пробудить в зрителе особый ассоциативный ряд, так как сама архитектура не рождала особых эмоций, она должна была к чему-то отсылать.

Надо сказать, что с художественной точки зрения храм Христа Спасителя не был признан шедевром архитектуры по причине того, что сочетал в себе слишком уж много форм различных эпох. Видимо, архитектором чрезмерно буквально был воспринят государственный заказ, и К. Тон рьяно следовал официальной программе. Однако то, что храм был одухотворён идеей победы в Отечественной войне и строился на народные деньги, привлекало всеобщий интерес к данному сооружению. Помимо прочего в градостроительном смысле для возведения данного религиозного сооружения был выбран весьма удачный участок. Площадка находилась в излучине реки, а огромный купол сооружения был виден с очень большого расстояния. Храм Христа Спасителя имел трагическую судьбу, процесс его возведения продлился дольше, чем в целом простояло сооружение. Копия этого сооружения никогда не сможет повторить подлинник, поскольку будет лишена той духовной энергии, которая питала его оригинальных творцов.

Хрустальный дворец в Лондоне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Хрустальный дворец в Лондоне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теоретик архитектуры Андрей Владимирович Иконников выделяет следующие периоды в развитии архитектуры историзма:

  • 1800 – 1810-е: период зарождения эклектики;
  • конец 1820-х – 1840-е: зрелость романтической фазы эклектичной архитектуры;
  • 1850 – 1860-е: угасание её и развитие историзма;
  • 1870 – 1890-е: расцвет историзма.

Австрийский искусствовед Ренате Вагнер-Ригер классифицирует историзм на следующие разделы:

  • Романтический историзм;
  • Чистый историзм;
  • Поздний историзм.

Историзм начинает увядать в 1895 году с появлением стиля модерн, на который он оказывает частичное влияние. Декоративные элементы прежних времен в архитектуре еще используются, но уже отсутствуют привязки к истории. В противовес историзму в начале XX века происходит реформа архитектуры, которая впоследствии переходит в архитектурный модернизм.

Со стартом реформы архитектуры в начале XX века получают широкое распространение доступные, безорнаментальные и функциональные элементы в архитектуре. В пострадавших от войны странах историзм прекратил свое существование, в то время как в США и в странах, не участвовавших в войне (например, в Испании), историзм просуществовал до середины XX века.

Здания периода историзма

Промышленная революция XIX века повлекла за собой развитие строительства железнодорожных вокзалов, фабрик, заводов и водонапорных башен. Для решения жилищных вопросов требовалось возводить все больше доходных домов для растущего числа промышленников.

В этот период появляется множество новых технологий в архитектуре и строительстве. Развитие сталеплавильных производств определило новый облик многих городов. Например, построенный из чугунных и стальных конструкций Хрустальный дворец для Всемирной выставки в Лондоне (1851) выглядел весьма новаторским и задавал моду на последующие десятилетия.

Отдание предпочтения привлекательности в ущерб практическим составляющим сооружений (например, в планировке Венского университета) стало одной из причин суровой критики историзма в середине XX века: архитектурные колонны, резные листья и узоры были лишь элементами декора для создания «исторической атмосферы».

Богатство внутреннего декора зданий играло не последнюю роль в историзме, особенно явно это проявлялось у состоятельных людей. Нередко целые замки выстраивались в целях воспроизвести дух прошлого времени. Идеалы средневековья и рыцарства нашли выражение в модных залах, а также номерах-люкс.

Дата последнего обновления статьи: 07.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot