Интерьеры Генриха II
Генрих II – это король Франции с 31 марта 1547 года, второй сын Франциска I от брака с Клод Французской. В период своего царствования он преследовал ширящийся в стране протестантизм. Некоторое время продолжал войну с Англией после смерти своего отца и окончил ее в 1550 году.
Ренессанс (Зрелое Возрождение), нередко именуемый стилем Генриха II, был продолжавшимся развитием предыдущей стадии стиля. В этот период готические мотивы исчезают из архитектуры вовсе, наряду с этим усиливаются античные мотивы, которые преломлялись сквозь призму Высокого Возрождения.
Ордерные элементы в архитектуре совершенствуются и занимают ведущее положение. Они реализуются в более совершенных пропорциях, чем во времена античности. В связи с тем, что в европейской архитектуре данного периода уже начинают проявляться протобарочные черты, в интерьерах и мебели отмечается повышение роли декоративной орнаментики.
Рисунок 1. Стиль Генриха II. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интерьер в целом не меняет выработанной ранее структурной позиции. Типичен в данном отношении большой танцевальный зал замка Фонтенбло, оформленный известным архитектором Ф. Делормом. Зал примечателен дубовым кессонированным потолком, высокими декоративными панелями и росписью на стенах.
Активно участвует в оформлении помещений фигурное обрамление дверных проемов. Они наделяются порталами с колонками и фронтоном. Нередко роль ордера здесь выполняют гермы или кариатиды (аналогично декору в Зале кариатид Лувра). В целом на протяжении данного периода в мебели и интерьерах отмечается повышенный интерес к скульптурам.
Одну из ключевых ролей играют массивные и тяжелые двухъярусные шкафы, лицевая поверхность которым обрабатывалась выраженным, насыщенным рельефом со скульптурными резными кариатидами, гермами и орнаментальными узорами на дверях. Столы продолжают создаваться тех же типов, что и ранее, с резными боковыми опорными стенками. Кресла тоже не меняют своей структуры: они по-прежнему жесткие, с высокими спинками или мягкие, с бархатной обивкой и резными подлокотниками. Кровати украшаются балдахинами. Чаще всего балдахин поддерживается резной стойкой «канделяберной» формы, которая являлась продолжением ножки кровати.
Надо сказать, что изделия прикладного искусства по большей части также остаются теми же, что и в начале века. Однако, в самих изделиях (металл, фаянс и т.д.) отмечается тенденция к большей декоративности. Изобразительные мотивы, применяемые здесь, связаны с античностью и так называемым арабесковым (гротескным) орнаментом, часто применяемым в Италии.
Развитие стиля
Стиль Генриха II был одним из главных художественных направлений во Франции XVI века, он являлся частью северного маньеризма. Своим появлением отчасти он обязан итальянскому влиянию.
Рисунок 2. Замок Анэ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предшественники Генриха II завезли во Францию множество итальянских произведений искусства и способствовали переезду некоторых художников школы Рафаэля и Микеланджело. Французские мастера стремились подражать им.
Известные деятели
Как уже отмечалось выше, в период правления Франциска I во Франции побывали известные деятели итальянского Возрождения. В период правления Генриха II и королевы Екатерины Медичи произошло настоящее возрождение национального искусства. Новое поколение французских мастеров, применяя опыт итальянских учителей, создавало уникальные произведения искусства.
В 1542 – 1552 гг. архитектор Ф. Делорм курировал строительство замка Анэ для возлюбленной короля Дианы де Пуатье. Проектированием интерьера занимался скульптор Ж. Гужон и итальянский художник Ф. Приматиччьо. Портик главного фасада был воссоздан во дворике Школы Изящных искусств в Париже.
Над входом в замок Анэ располагалось уникальное произведение итальянского художника Ю.Челлини – рельеф «Нимфа Фонтенбло» (ныне выставлен в Лувре).
В 1546 – 1555 гг. архитектор П. Леско, работавший в паре со скульптором Ж. Гужоном занимались созданием фасада Лувра в новом французском стиле. Данный фасад замыкал средневековый «Квадратный двор», его изображение в современности можно увидеть на сохранившейся гравюре Ж.-А. Дюсерсо.
Для этого периода характерна ордерная разработка стеновых конструкций. Она выполнялась по правилам, изложенным в трактате архитектора С. Серлио. Выступающие ризалиты, высокая кровля и вытянутые пропорции отдаленно напоминают причастность к готической архитектуре.
В 1547 – 1550 гг. Ж. Гужоном был создан шедевр французского Возрождения – «Фонтан Невинных» (архитектор – П. Леско). Фонтан располагался в самом центре Парижа и был украшен рельефами с изображением нимф, тритонов и наяд. Пластика декоративных рельефов отсылает к античному искусству.
Еще одним замечательным произведением искусства этого периода можно назвать обнаженную фигуру Дианы-охотницы с оленем (ее авторство также приписывают Ж. Гужону). Статуя была предназначена для украшения фонтана в парке замка Анэ (ныне выставлена в Лувре).
В период правления Генриха II продолжалось строительство другого, не менее известного замка Фонтенбло под руководством архитектора Ф. Приматиччьо. В новых интерьерах замка сплелись традиции готического искусства, маньеризма Италии и национальный французский классицизм.
Известно, что при дворе Генриха II работали такие известные деятели Ренессанса, как Ф. Клуэ Младший и художник Л. Лимозен. В период правления Генриха создавалась ценнейшая французская керамика Сен-Поршера (нередко ее называют «фаянсом Генриха II»). При дворе короля начинал свою творческую деятельность Б.Палисси. Следует заметить, что достижения Генриха II в области культурной деятельности были продолжены его младшим сыном.