Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Французский интерьер Раннего Ренессанса — «стиль Франциска I»

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Архитектура и строительство / Стили архитектуры / Французский интерьер Раннего Ренессанса — «стиль Франциска I»
Содержание статьи

Французский Ренессанс

Определение 1

Французский Ренессанс – это термин, применяемый историками и искусствоведами для описания культурных и архитектурных достижений Франции с конца XV до начала XVII века.

Французское Возрождение неразрывно связано с панъевропейским Ренессансом, появившимся в Италии в XIV веке. Начало французского Ренессанса относится к началу XV века, к началу французского вторжения в Италию в 1494 году в период правления Карла VIII.

Замок Шамбор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Замок Шамбор. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Период правления Франциска I (1515 – 1547) и его сына Генриха II (1547 – 1559) считается временем расцвета французского Ренессанса.

Архитектура и скульптура Возрождения

Архитектура раннего Возрождения во Франции испытывала сильное итальянское влияние. Французские архитекторы развивали готические традиции и создали новый тип сооружений:

  • замок Франциска I в Блуа;
  • замок Азе-ле-Ридо;
  • замок Шенонсо;
  • замок Шамбор.

На данном историческом этапе активно использовались различные декоративные детали зданий. Вершиной архитектуры Ренессанса стало строительство дворца в Лувре (архитектор – Пьер Леско). Скульптор Жан Гужон, также участвовавший в строительстве и получивший художественное образование во Франции, очень много путешествовал по Италии, где занимался изучением античной скульптуры. После возвращения во Францию он создал одно из самых известных своих произведений – статую «Диана». Это был своеобразный портрет герцогини Дианы де Пуатье. Данная статуя была украшением в замке Ане. Диана изображалась нагой и лежащей с луком в руке, облокотившись на шею оленя. Скульптура настолько понравилась королю, что он поручил Гужону и другие скульптурные работы в замке. Все работы автора на данный момент выставлены в Лувре.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманистические взгляды, распространявшиеся в период Раннего Ренессанса, проявлялись не только в архитектуре и скульптуре, но и в изобразительном искусстве (по большей части в портретных изображениях). Торжественное выражение лиц здесь сочеталось с остротой индивидуальных характеристик внешности.

Интерьеры Раннего Ренессанса

Жилые интерьеры Франции начала XVI века, как и архитектура, могут быть стилистически охарактеризованы как раннее Возрождение. В области прикладного искусства (например, мебели) данный стиль принято называть «стилем Франциска I». Французский ранний Ренессанс во многом схож с аналогичным периодом в Италии. Характерные детали в интерьере обоих стран представляют особый интерес: перекрытия по тяжелым и плотным дубовым балкам, открытым в сторону жилого объема, декорированные деревянные панели с филенками, гладкие стены над панелями, которые покрывались расписными обоями или кожей. В крупных и парадных помещениях обычно стены отделывались шпалерами.

Огромные камины размещались на оси симметрии жилого помещения. Камины, как правило, имели призматическую форму и нередко достигали потолка. Верхняя часть дымохода декорировалась тягами или колонками. В центре конструкции обычно помещался герб владельцев здания в виде картины. Обрамлением картины чаще всего служила лепка или роспись орнаментального характера. Вполне ясное представление о каминах может дать интерьер зала в замке Гулен, который специалисты относят к XV – началу XVI века. Интерьеры стиля Франциска I можно охарактеризовать как вполне умеренные и в некоторой степени суровые.

Что касается мебели, то она, как и все остальные элементы прикладного искусства, создавалась под влиянием итальянских образцов, привезенных во Францию. Также в стране на тот момент работало большое количество мастеров-ремесленников из Италии. Примечательно, что новые веяния в период раннего Возрождения распространялись в большей мере в центре страны, в окрестностях Парижа.

Интерьер Ренессанса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Интерьер Ренессанса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Интересно, что большая часть предметов мебели долгое время сохраняла свою готическую структуру, но декорировалась ренессансными деталями. В данном случае нетрудно провести аналогию с архитектурой, где новое направление на первых парах не затрагивало конструкции, а использовалось лишь для декорирования строительных элементов. Декоративные элементы мебели включали в себя пилястры, карнизы, медальоны и фронтоны. Нередко сюда внедрялся королевский герб: саламандра с королевской короной на фоне огня и королевская монограмма (буква «F» с цифрой «I»). Связующим элементом между декоративными деталями мог служить гротесковый орнамент (арабески), который воспринимался как своеобразная богатая фактура, покрывающая большую часть свободной поверхности предмета мебели.

Для данного периода характерны кресла с высокой и прямой спинкой, глухим сидением, отдаленно напоминающим ящик и соответствующим декоративным оформлением в виде маленьких пилястр. Из Италии во Францию перекочевала форма курульного кресла.

Были распространены массивные столы с двумя опорными стенками на противоположных сторонах, трактованных наподобие арок с крупной перекладиной и дополнительными балясинами, а также брусьями с декоративным орнаментом. Во Франции, как и в Италии, в период раннего Возрождения начинают распространяться дрессуары (кассоны и поставцы). Наиболее примечательные образцы французской мебели, датированной первой половиной XVI века, можно наблюдать в религиозных сооружениях и замках (например, Шамбор и Фонтенбло).

Так же, как и в Италии, в французском быту использовались изделия из фаянса и поливной керамики, которые нередко выставлялись в качестве декоративных предметов:

  • кувшины;
  • тарелки;
  • бутыли и т.д.

Одним из самых выдающихся керамистов был Бернар Палисси, добившийся больших успехов в сфере создания расписных изделий. Посуда, сделанная мастером, украшалась насыщенными цветными поливами и рельефными рисунками самого различного сюжетного содержания. Главной темой подобных изображений были листья, раковины, ящерицы, рыбы и животные.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Ксения Калинина

Эксперт по предмету «Архитектура и строительство»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис