Появление стиля Директории
Во времена французской буржуазной революции классицизм оставался главенствующим направлением в развитии культуры страны. Однако, стиль за эти годы приобрел некоторые новые черты. На смену стилю Людовика XVI приходит более простое и суровое архитектурное направление, получившее впоследствии название «стиль Директории». Этот стиль был коротким переходным этапом между стилем Людовика XVI и ампиром.
Стиль Директории охватывает весьма небольшой временной промежуток – последнее десятилетие XVIII века и несколько лет XIX века. Считается, что стиль Директории появился из многих источников, но в целом он был продуктом последовательного развития стиля Людовика XVI.
Строгие формы и гармоничность пропорций конструктивных элементов были взяты из античной архитектуры. Умеренность и простота фасадов теперь становится нормативным аспектом. Некоторые интерьеры начинают решаться с удивительной простотой. Стены и мебель теперь имеют белый цвет, вытесняющий даже скромную цветовую гамму, применяемую в предыдущей эпохе. Но надо сказать, что многие мастера эпохи Директории по-прежнему применяют более мягкие формы.
Рисунок 1. Мебель стиля Директории. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается мебели, то она изготавливается, как правило, из бука и декорируется лишь несколькими полосками зеленого или синего цвета. Бронзовые панели и накладки, а также интарсия полностью исчезают. Мебельные мастера в своей работе применяют принцип практичности и целесообразности. Бесполезные украшения и предметы изгоняются. Наиболее распространенным типом мебели в этот период является шкаф и комод простой формы. Популярностью пользуются также книжные шкафы и секретеры. Кровати лишаются драпировок и занавесок. Мебель эпохи Директории характеризуется прямолинейностью форм и плавными изгибами.
Стили в интерьерах французского классицизма
Надо сказать, что многие варианты интерьеров французского классицизма и рококо имели общие признаки, несмотря на их контрастность. В обоих случаях оформляются небольшие помещения, во внутренней отделке наблюдаются орнаментные поля, нередко применяются зеркала.
Примечательно, что в этот период стены начинают отделяться от потолков карнизами или специальными антаблементами.
В орнаментах стиля Людовика XVI специалисты отмечают несколько разновидностей:
- античные мотивы;
- природные орнаменты;
- рисунки, связанные с сельским бытом.
К античной тематике относят мелкий акант, различные мифологические образы и факелы. Следует заметить, что композиции периода правления Людовика XVI всегда симметричны, фон мало заполнен, а украшения располагаются преимущественно по краям. Наиболее удачным образцом такой архитектуры и интерьера является библиотека Версальского дворца.
Стиль Директории является переходным звеном от грациозности стиля Людовика XVI к застывшим формам ампира. Интересно, что в дворцовых сооружениях стиль директории проявлял себя исключительно с декоративной стороны. Здесь использовалась орнаментика с плоским или рисованным рельефом, ромбические или миндалевидные средние части дверных наличников, а также изображения различных богов.
Мебель и декор
Несмотря на весьма короткий период существования стиля, в нем успели сложиться новые тенденции и мотивы. Умеренность и простота форм классицизма становится нормой. Плоскости светлых тонов во внутреннем декоре комбинируются с орнаментами древнего Рима. Можно утверждать, что мода на подражание античности не просто выжила, но даже усилилась.
Отменяется роскошь, строгость форм лишь приветствуется. Однако, потребность в хороших интерьерах по-прежнему остается. При отделке стеновых поверхностей применяются обои, вместо прежних драпировок. Окна украшаются шторами из кретона (ранее использовалась парча и дамаст). Вообще, множество текстильных материалов сменяется шелком.
Рисунки, встречающиеся в оформлении помещений, нередко имеют тематику Великой французской революции: скрещенные пики, топоры, кокарды, а также различные военные трофеи. Следует заметить, что все узоры имеют обрамление в виде ромба, овала или шестиугольника.
Мебель стиля директории можно разделить на две группы: дорогая (из красного и лимонного дерева) и более дешевая, бытовая (чаще всего при ее изготовлении использовался бук). Дорогие экземпляры украшались тонкими резными мотивами, более дешевые имели декор в виде цветных полос. Мебель эпохи Директории можно назвать весьма изящной, поскольку в ней еще не наблюдаются тяжелые формы последующего ампира. В этот период входит в моду так называемый «штоф» - оформление поверхностей мебели и стен в виде полос.
Форма любого типа мебели в этот период становится более конструктивной и прямой. Приветствуются гладкие, плавные поверхности, урезается набор элементов декора. В креслах применяются немного изогнутые, точеные ножки, шкафам придается фронтонное завершение. Верхняя часть спинок кресел нередко имеет изгиб назад или внутрь. Подлокотники принимают почти прямоугольную форму. В качестве обивки обычно используется сукно в крупную полоску или однотонное. Более дорогие экземпляры мебели имеют обивку в виде кожи или шелка. Следует заметить, что в этот период появляется несколько новых видов мебели (например, канапе и меридиенн).
Рисунок 2. Стиль Директории. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интересно, что мебель начинает покрываться лаком, представленным в весьма широкой цветовой гамме (например, оранжевые, фиолетовые и черные цвета). В этой связи строгие формы стиля Директории ассоциируются у наших современников с обстановкой официальных приемных, кабинетов или библиотек.
Несмотря на то, что стиль Директории просуществовал совсем недолго, он успел оставить свой след в истории и оказать влияние на многие последующие стили. Впоследствии стиль Директории сменяется парадным пафосом ампира и театральным великолепием «Стиля Первой Империи». Архитектура и интерьер стали отличными от классицизма.