Сущность русского узорочья
Русское или московское узорочье – архитектурный стиль, сформировавшийся на территории Русского государства в XVII веке. Стиль характеризуется затейливыми формами, обилием узоров и декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Надо сказать, что однозначного мнения по поводу происхождения данного стиля нет. Точки зрения насчет временных связей церковной и гражданской архитектуры противоположны. Одни специалисты считают, что русское узорочье включает в себя черты «обмирщения» и ссылаются на некоторые заимствованные формы из гражданской архитектуры:
- сомкнутые карнизы;
- наличники;
- филированные пояски.
Другие придерживаются мнения о том, что стиль был первичен в отношении религиозного строительства. Также есть версия, что русское узорочье неразрывно связано с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.
Развитие архитектурного стиля принято разбивать на два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича).
Начиная с середины XVII века московское узорочье начинает постепенно вытесняться московским барокко. Нередко эти два понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются.
Рисунок 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует отметить, что в период своего существования русское узорочье неоднократно претерпевало значительные изменения. В первой половине XVII века была широко распространена сложная пространственная композиция. Наиболее типичными каменными сооружениями для этого периода являются бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, приделами и колокольней. Как правило, они имели пять глав, главки над приделами, шатры, закрывающие крыльца, ярусы кокошников поверх сводов. В такой комбинации форм здание утрачивает монументальную ясность.
Поперечную ориентацию в плане имеет наос, увеличивая таким образом индивидуальная площадь для моления или литургии.
Во второй половине XVII века были распространены ясные и уравновешенные формы религиозных сооружений, симметрия фасадов. Примечательно, что размещение декора на фасадах подчинялось ордеру.
Кровля зданий в стиле русского узорочья представляла собой шатровое завершение храма. У больших храмов, как правило, два или три шатра не имели конструктивного значения, а применялись лишь для декоративных целей. Похожими архитектурными решениями этого периода обладают такие памятники архитектуры, как церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря и Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде.
Наиболее заметным элементом декора являются резные наличники окон (нередко они выполнялись в виде кокошников). Применялись также многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики и полуколонки.
Для интерьеров характерен богатый цветной растительный орнамент. Площадь оформленных поверхностей очень велика (украшаются стены, карнизы, наличники, изразцы).
Узорочье в архитектуре
Начало московскому узорочью было положено в Филях, Хамовниках и Пыжах, где были созданы такие уникальные объекты архитектурного наследия, как Храм Николая Чудотворца, Церковь Святого Николая и др.
Ранний и поздний периоды развития русского узорочья были связаны с правлением Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. В целом политика этих правителей была направлена на развитие и совершенство архитектурного стиля в стране, хотя его характеристики и противоречили сложившимся архитектурным традициям XVI века. В некоторой степени это повлияло на формообразование русского узорочья.
В этот период получили широкое распространение как гражданские сооружения, так и путевые резиденции царя. Огромное количество декоративных деталей совмещалось с шатровым оформлением построек.
Рисунок 2. Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интересным образцом русского узорочья может служить Храм Богородицы в Путинках. Здание было построено в 1652 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Храм был оформлен в шатровом стиле, его проект постоянно дополнялся новыми деталями. Примечательно, что данное религиозные сооружение является последним шатровым храмом в Москве.
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках также является уникальным примером русского узорочья. Строительство церкви было завершено в 1651 году. Считается, что церковь является своего рода образцом для некоторых последующих религиозных объектов. Особое внимание к себе притягивает южный фасад здания: белокаменный цоколь и основной объем, богато украшенный в стиле русского узорочья.
Следует отметить Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в стиле «московского барокко». В красно-белом фасаде проявляется элегантность и сдержанность здания. Примечательно, что в конструкции здания сочетается шатровый стиль и традиционная пятиглавая структура.
Последствия развития стиля
Как уже отмечалось выше, русское узорочье положило начало развитию так называемого «московского барокко» во второй половине XVII века. В полной мере этот архитектурный стиль сформировался в последние десятилетия XVII века.
В зависимости от правителей с течением времени выделяют несколько видов этого стиля:
- нарышкинское барокко;
- петровское барокко;
- елизаветинское барокко.
Московское барокко можно назвать начальной стадией перехода от русского узорочья к барокко. Главной особенностью стиля было сочетание национальных мотивов (простоты линий и «плоскости» зданий) с заимствованными архитектурными особенностями (например, из Великого княжества Литовского в барочном стиле).
Общими особенностями подвидов московского барокко можно назвать двухцветность (в зданиях обычно сочетался красный кирпич и белый камень), а также яркость храмов. Следует отметить внутреннюю отделку зданий, которая включала в себя как русские узоры, так и элементы западной культуры.