Генри Гобсон Ричардсон
Генри Гобсон Ричардсон (1838 – 1886) – американский архитектор-историст, заложивший основы национальных архитектурных традиций. В честь него был назван архитектурный стиль Романский Ричардсона.
Ричардсон являлся правнуком физика Джозефа Пристли. Проходил обучение в Гарвардском университете и в парижской Школе изящных искусств. За свою короткую жизнь (он прожил 48 лет, скончался от хронического нефрита) он построил огромное количество зданий. После окончания обучения в Париже, Ричардсон был вынужден вернуться на родину, поскольку после внутренних военных столкновений в США семья была больше не в состоянии оплачивать его обучение в Европе.
Следует отметить, что Ричардсон сформировал общий образ того, каким должны быть общественные здания:
- мэрия;
- школа;
- университет;
- солидный частный дом.
В этой связи можно назвать архитектора Генри Ричардсона влиятельной персоной. Его влияние было шире, чем его собственные архитектурные предпочтения, поскольку он является создателем стилистики городской среды. Данная стилистика была воспринята и усвоена несколькими поколениями его соотечественников.
Рисунок 1. Психиатрическая лечебница штата Нью-Йорк. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Время работы Ричардсона пришлось на период возврата США к нормальной жизни после гражданской войны. Без сомнения, сооружения Ричардсона свидетельствуют о его стремлении к стабильности, нормальной жизни и более того, иллюстрируют безусловное понимание зодчим общественных благ как моральной ценности. В противном случае состоятельные граждане США просто не жертвовали бы внушительные суммы на проекты библиотек, университетских зданий, больниц и т.д., составленных Ричардсоном.
Проекты Генри Ричардсона
Первым наиболее значимым сооружением, построенным Ричардсоном, можно назвать убежище для душевнобольных людей штата Нью-Йорк в Баффало (1870). Данная лечебница представляла собой комплекс зданий, на сегодняшний день она отреставрирована и функционирует как памятник архитектуры.
В 70-е годы XIX века складывается характерный авторский стиль Генри Ричардсона, в англоязычной традиции его назвали «Richardson Romanesque». Свое название архитектурный стиль получил по причине романских арок, используемых в проектах Ричардсона. Однако, существует мнение, что данная арка своим внешним видом напоминает сирийскую арочную конструкцию.
Интересно, что Ричардский Романский стиль отмечается почти во всех его работах. Для него характерны такие элементы, как:
- «романские» арки;
- круглые в плане башенки с конусообразными крышами;
- облицовочный камень в виде брусков прямоугольной формы;
- каменные грубо отесанные наличники на окнах.
Все сооружения Ричардсона отличаются уникальной комбинацией весомости и равновесия масс. Архитектор нередко применял украшения в виде рельефов и резьбы по камню, благодаря этому даже невысокие его здания выглядят весьма внушительно, но не тяжеловесно. Различного размера башни, применяемые в большинстве зданий Ричардсона, вносят разнообразие в силуэт и не выглядят претенциозными.
Важно, что в конце XIX века в США еще не сложился образ того, как должна на самом деле выглядеть библиотека, правительственное здание или больница. Если посмотреть на изысканный силуэт учреждения для душевнобольных в Баффало с двумя строгими кирпичными башнями или на небольшое здание библиотеки Эймса в Массачусетсе, возникает мысль, что это действительно так. Немного зная историю американской архитектуры, можно сделать вывод, что это работы Ричардсона, либо его архитектурного бюро, но догадаться о функциях этих зданий уже сложнее.
Пиком творчества Генри Ричардсона считают здание собора Святой Троицы, располагающееся в Бостоне. Не менее привлекательными постройками являются загородные дома (например, усадьба Роберта Трита Пейна). Следует отметить, что Ричардсон занимался проектированием и строительством некоторых железнодорожных станций, и после его смерти последователи добавляли к ним немало станций того же стиля.
Рисунок 2. Церковь Троицы в Бостоне. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Луис Салливен и многие другие архитекторы следующих поколений во многом ориентировались на работы Ричардсона (например, центр оптовой торговли «Маршалл Филд» в Чикаго). Архитектор Фрэнк Райт нередко отмечал работы Ричардсона в массачусетском Кембридже (деревянные особняки в «гонтовом стиле»).
Стоит отметить, что Генри Ричардсон в своих проектах уделял особое внимание фактуре используемых материалов (часто использовал кирпич или гранит), придавал большое значение структуре сооружений и их назначению. Функциональная организованность - один из главенствующих принципов проектирования Ричардсона. В те времена в Европе распространялась неоготика, для нее был характерен избыточный дробный декор, который неприемлем для романских форм. Архитектор противопоставлял европейской неоготике возрождение строгих форм романского стиля.
Церковь Троицы в Бостоне
Данная церковь является епископальным сооружением и располагается в бостонском районе Бэк-Бей. Здание было построено в 1872 – 1877 годах.
Примечательно, что площади будущего районе Бэк-Бей в начале XX века представляли собой болотистую местность, на которой было нельзя ничего строить. На протяжении нескольких лет эти болота засыпались гравием, чтобы повысить несущую способность грунта. В результате проведения работы к 70-м годам XX века здесь стало возможно строить даже крупные здания.
Генри Ричардсон занимался проектированием церкви до 1872 года. Сооружение представляет собой вариант неороманского стиля, позднее названного «Richardson Romanesque». В качестве основного строительного материала использовался гранит из Монсона и песчаник из Лонгмедоу. Изготовлением фресок церкви занимался художник Джон Ла Фарж.
В 1970 году церковь Троицы была внесена в список Национальных исторических мест США, чуть позднее ей присвоили статус национального исторического памятника США.