Ордер
Архитектурный ордер – это тип архитектурной композиции, который использует определенные элементы и подчиняется определенной стилевой обработке. Ордер включает в себя систему пропорций, а также предполагает конкретный состав элементов и их взаимное расположение.
Архитектурный ордер представляет собой ни что иное, как воплощение стоечно-ригельной системы. Такая система состоит из вертикальных и горизонтальных несущих элементов, называемых колоннами и антаблементом.
Архитектура барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Архитектура барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стилевое единство зданий, построенных с применением архитектурных ордеров было как в Древнем Египте, так и в крито-микенской архитектуре. Однако, лишь в Древней Греции появилась строгая система, названная впоследствии «ордер». Первым появился дорический ордер (VI век до нашей эры). Впоследствии получили развитие другие – коринфский и ионический.
Термин «ордер происходит от латинского слова «ordo», что в переводе означает «строй», «порядок».
Следует заметить, что некоторые специалисты называют ордером несколько иные каноны и стилевые решения в архитектуре, например, гигантский ордер и раскрепованный ордер. Первый включает в себя огромные колонны, проходящие через несколько этажей, второй – колонны, воспринимающие нагрузку от отрезков антаблемента.
Ордерная архитектура барокко
Унаследованный от античной архитектуры ордер – это в первую очередь модальная система или система пропорций. Как уже отмечалось выше, он включает в себя определенный набор элементов:
- цоколь;
- фуст или ствол;
- антаблемент;
- капитель.
Антаблемент в свою очередь разделяется на архитрав, карниз и фриз. Ордер представляет собой модульную структуру, которая часто воспроизводится многократно, что формирует эффект отделения пролетов друг от друга.
Различают степень интенсивности рельефа ордера – от пилястры до свободной колонны. В связи с тем, что соотношения между составляющими элементами остаются неизменными, ордер может представлять структуру всего сооружения. Изменение какой-либо составляющей ордера (например, диаметра колонны, высоты капители и т.д.) неизбежно ведет к нарушению целостности восприятия ансамбля. Принято считать, что архитекторы стремились отразить человеческие пропорции в пропорциях ордера. Такой антропоморфизм может служить гарантией божественной и незыблемой природы прекрасного.
Рисунок 2. Ордер в барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примечательно, что ордер применяется даже в декоративной структуре здания. Большое значение здесь придается скульптуре. Профиль лепки отличается большим разнообразием форм и служит своеобразной визитной карточкой архитектора. Ордер часто выполняет функцию, которую можно сравнить с ролью александрийского стиха в просодии. Подобно ему он может стать объектом для преувеличения и демонстрации мастерства зодчего. Он может взывать к отклонениям и диссонансам, которые становятся источником его обновления.
В период Ренессанса архитекторы стремились преимущественно к упорядочению ордерной системы. Главное внимание в XVII веке уделяется не только строгости ордера, но и комбинационным возможностям. В копилке архитекторов этого периода имелся достаточно большой набор. Стиль варьировался от строгости, присущей дорическому ордеру, до композиционной пышности. Это проявляется главным образом в количестве украшений – они могут либо отсутствовать, либо преобладать (например, колонны с каннелюрами или рельефный антаблемент).
Четкость пролета архитектурного ордера в стиле барокко может ритмически регулировать весь ансамбль. Ордер не может рассматриваться здесь изолированно. Он не отделяется от стеновой конструкции, которая вполне может быть украшена геометрическими узорами, скульптурой или барельефами. Ордер сочетается с оконными и дверными проемами, которые регулярно размещаются по длине фасада. В организации барочных фасадов принимают участие и другие линии, будь то лепные карнизы или обыкновенные полосы. Интересно, что ордер часто использовался для оформления фронтонов, что придавало фасадам облик религиозных сооружений.
Дальнейшие трансформации ордера
Вторая четверть XVII века для ордера становится периодом весьма существенных деформаций. Нарушается ритмика, пропорции растягиваются, элементы скручиваются и накладываются друг на друга. Подобные манипуляции архитекторы производят довольно часто, и в этой связи сама целостность ордерной системы подвергается сомнению. Чем тщательнее обрабатываются стены и чем плотнее сеть линий, тем меньшую роль ордер играет в оформлении фасадов.
В связи с тем, что пилястры выделяются совсем не так, как колонны, ордеры высотой в этаж выглядят значительно скромнее, чем ордеры высотой в два-три яруса. Благодаря своему изяществу, пилястры становятся лишь фоном для многочисленных декоративных деталей. Появился новый метод ордерной комбинации – архитекторы придавали антаблементу прерывистый характер, что стирало ощущение ордера.
Если творчество таких архитекторов, как Борромини или Франсуа Мансар невозможно представить без применения ордерной системы, то в XVIII веке множество зодчих не уделяет ей такого внимания. Часто ордеры сохраняются только в качестве украшения, которое привлекается для выделения оконного проема или фасадного выступа, что, очевидно, сводило на нет структурную функцию данной детали, которая раньше могла переходить и к другим частям архитектурного ансамбля.
Средневековый внешний вид Фирценхайлигена сделал проблематичным применение любой ордерной системы, плохо согласующейся со стремящимися вверх конструкциями. Нейман же часто пользуется ордерами на большом цоколе, имеющими высоту в два этажа – упрощенный внешний вид, не привлекающий к себе внимание.