Сущность нарышкинского стиля
Под термином «нарышкинский стиль» понимается условное стилевое направление в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII веков. Нередко нарышкинский стиль называют московским или нарышкинским барокко.
Своим названием это стилевое направление обязано молодому боярскому роду Нарышкиных, в чьих подмосковных имениях были построены церкви, имеющие весьма своеобразную архитектуру, сходную с маньеризмом. В то же время нарышкинская архитектура – широко распространенное явление, которое имело отношение ко многим заказчикам того времени.
Рисунок 1. Церковь Покрова в Филях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Главное значение нарышкинского барокко заключается в том, что оно стало связующим звеном между архитектурой патриархальной Москвы и новым петровским барокко, характерным для западноевропейского Санкт-Петербурга. В этот же период существовал также голицынский стиль (по фамилии князя Голицына), однако, он оказался лишь эпизодом в истории российского барокко и не смог сыграть важной роли в зодчестве XVIII века.
Следует заметить, что название «нарышкинский» было закреплено за архитектурным стилем только в 1920-е годы, после изучения Церкви Покрова на Филях, построенной в XVII веке. Однако, возникают определенные сложности при сопоставлении данного стиля с западноевропейскими стилевыми ответвлениями барокко, поскольку в российском аналоге присутствуют также черты ренессанса и маньеризма. В этой связи в современности предпочитается использовать имеющий длительную традицию применения в литературе термин «нарышкинский стиль».
Предпосылки возникновения стиля
В XVII веке в России наметилось новое явление – обмирщение культуры и искусства, которое выражалось в отходе от церковных канонов и распространении светских научных знаний. Такая тенденция не могла не коснуться зодчества. Примерно со второй трети XVII века начинается формирование новой для России, светской, культуры.
В архитектурно-строительной сфере обмирщение проявлялось преимущественно в отходе от средневековой простоты и строгости конструкций. Зодчие стремились навязать живописность и нарядность. В этот период заказчиками небольших церквей всё чаще становятся купцы и посадские общины, что играет значительную роль в характере возводимых сооружений. В этот период был построен целый ряд нарядных религиозных сооружений, что, однако, не получило поддержки в кругах церковных иерархов. В середине XVII века патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, порекомендовав архитекторам перейти на традиционные пятиглавые, что также способствовало появлению ярусных сооружений.
Тем не менее влияние светской культуры на зодчество в России продолжало увеличиваться, помимо этого, в него стремительно проникали некоторые западноевропейские аспекты. После заключения Вечного Мира России с Речью Посполитой в 1686 году данное явление и вовсе приобрело небывалый размах. Установившиеся связи с Польшей способствовали масштабному проникновению европейской культуры в страну. Это явление нельзя назвать однородным, поскольку в те времена окраины Речи Посполитой населяли дружественные православные народы, и часть культуры заимствовалась от них. Соединение культур повлияло на их «переосмысление» российскими зодчими и определило характеристики нового стиля – «нарышкинского».
Особенности стиля
Нарышкинская архитектура тесно связана с узорочьем, что в некоторой степени даже можно назвать его дальнейшей стадией. В ней присутствуют преобразованные западные архитектурные формы – ордеры и их элементы, а также барочные декоративные мотивы.
От российской архитектуры XVI века нарышкинский стиль отличается своей пронизывающей вертикальной энергией, устремленной вверх по граням стен. Для сооружений характерно смешение весьма противоречивых тенденций, внутренняя напряженность разнородность отделки. В зданиях присутствуют черты европейского барокко, маньеризма, а также отголоски готики, ренессанса и романтизма, которые сливаются с особенностями русского деревянного зодчества. Помимо этого, характерен двойственный масштаб объектов – вертикальный и гигантский соседствовал с миниатюрно-детальным.
Рисунок 2. Церковь Троицы в Троице-Лыкове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Лучшими образцами нарышкинского стиля можно назвать центрические ярусные религиозные сооружения, несмотря на то, что параллельно с ними возводилось большое количество традиционных, бесстолпных храмов с сомкнутыми сводами. Для нарышкинского стиля характерна двухцветность фасадов. Она проявлялась в сочетании красного кирпича и белого камня. Широко использовались полихромные изразцы, позолоченные деревянные резьбы в интерьерах, а также «травяной орнамент». Примечательно, что сочетание красного кирпича и белого гипсового камня было характерно для архитектуры Нидерландов, Англии и Северной Германии.
Как уже отмечалось выше, подлинные нарышкинские сооружения нельзя назвать барочными в западноевропейском понимании, поскольку стиль в своей основе оставался русским, и лишь отдельные, зачастую едва уловимые элементы заимствовались из западной архитектуры. Так, композиция некоторых возведенных церквей была совершенно противоположна барочной – отдельные объемы не сливались в один, а ставились друг на друга и жестко разграничивались, что соответствовало принципам формосложения, типичного для древнерусского зодчества. Иностранцы, знакомые с западноевропейскими образцами барокко, воспринимали сооружения в нарышкинском стиле как исконно русское явление.
Наиболее известными сооружениями в нарышкинском стиле являются:
- церковь Троицы в Троице-Лыкове (1698 - 1704);
- церковь Покрова в Филях (1690 – 1693);
- Успенская церковь на Покровке (1696 – 1699);
- церковь Бориса и Глеба (1686);
- церковь Святого Николая в Озерецком (1703 – 1708).