Особенности исторической эпохи
$XVII$ в. был одним из самых сложных периодов истории нашей Родины. Кроме того, это был важнейший этап развития всех сфер жизни общества. Развитие культуры в этом столетии также было особенным и весьма интенсивным.
Общим фактором культурных изменений стало постепенное обмирщение культуры, несмотря на глубокую религиозную реформу, проведенную в середине века патриархом Никоном.
Отношение к религии изменялось, параллельно становились более крепкими связи с Западной Европой.
Архитектура также переживала все эти изменения, как и другие отрасли культуры.
Средневековый период России заканчивался, и вместе с ним пришел переход от строгих форм к декоративности. Светские начала стали заметны и в архитектуре. Так, появлялись разноцветные изразцы, каменная резка, ажурные наличники на строениях.
Религиозная архитектура. Шатровые ансамбли
Популярные в $XVI$ в. шатровые ансамбли продолжали строить и в XVII в. Ярким примером такой композиции в XVII в. стала расположенная в Угличе в Алексеевском монастыре Успенская Дивная церковь.
Изменение в шатровой архитектуре выразилось в том, что сам шатер стал декоративным, а не конструктивным элементом. Шатры стали появляться на светских зданиях в виде небольших украшений. Также шатер стали располагать на маленьких церквях, тогда как раньше это был элемент грандиозных построек.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках можно назвать последней церковью шатрового типа. Она была выстроена в середине $XVII$ столетия.
Завершение шатрового строительства было связана с реформой Никона. Так, в ходе реформы строительство шатровых церквей было запрещено. Строить теперь можно было только пятиглавые церкви с «маковками».
Кроме шатровых строились храмы и других типов. Так, были извстны бесстолпные церкви кубической формы. Их иногда называли кораблями. Кроме того, строились церкви и круглой формы.
Каменное строительство
Каменное строительство продолжало свое активное развитие. Особенностью в $XVII$ в. стало то, что каменные постройки смогли себе позволить же и зажиточные люди, купцы, боярство, а не только правители.
Множество каменных жилых домов строилось как в городах, так и на селе.
Любопытно, что представители новой династии, кажется, предпочитали напротив, деревянные постройки. Поэтому $XVII$ в. стал веком расцвета русского деревянного зодчества. Потрясающим примером такого строительства являлся дворец в Коломенском. В нем было более $3$ тыс. окон и $270$ комнат. Дворец не сохранился, т.к. Екатерина II повелела разобрать его из-за ветхости. Однако его внешний облик можно восстановить по чертежам.
Нарышкинское барокко
Новый стиль в архитектуре появился в конце $XVII$ в. Он называется Московским или Нарышкинским барокко. Вообще отличительной чертой впитывания европейских традиций в русской среде того времени стало крайне быстрое усвоение и переработка на свой лад новых веяний европейской культуры, включая стиль барокко.
Нарышкины были основными строителями, использовавшими такой стиль. Для него характерно сочетание $2$ цветов – красного с белым – в фасадной росписи, а также многоэтажность.
Церковь Покрова в Филях – яркий пример Московского барокко.
Градостроительство
Города в России $XVII$ в. начали стремительно расти вслед за общим социально-экономическим развитием. На новых землях строились новые города.
Жизнь в центре государства стала более безопасной, поэтому отпала надобность в крепостных сооружениях старого типа. Отныне строители делали упор на украшательство, а не оборонительные характеристики.
Городские здания приобретают несколько этажей, $2$ или $3$. Верхние этажи могли быть деревянными, но основа была всегда каменной.
С подачи Никона в Москве было развернуто активное строительство, посвященное воссозданию святых мест. Например, Ново-Иерусалимский монастырь.
В целом, общим в строительстве стало обильное украшение построек.