Сущность коллегиальной готики
Коллегиальной готикой называют архитектурное ответвление неоготики, популярное в строительстве образовательных учреждений в XIX веке в США, Канаде и Европе.
Логично, что коллегиальная готика опирается на средневековые готические соборы. Следует отметить, что готика получила второе рождение в середине XVIII века в виде неоготики и была популярна на протяжении всего XIX века.
Долгое время корпуса университетов не имели общей архитектурной концепции, они представляли собой «архитектурное ассорти». Американские университеты копировали Оксфордский и Кембриджский университеты, а готика конца XIX века зачастую беспорядочно сочетала элементы похожих архитектурных направлений. Конкуренцию коллегиальной готике на начальном этапе составил популярный в то время стиль боз-арт, напоминавший архитектуру итальянских пантеонов. Однако, считается, что любовь к английской архитектуре в конечном итоге определила облик студенческих городов.
Первыми неоготическими зданиями на территории университетов США были библиотеки Ричарда Бонда и Гор-холл в Гарвардском университете, а также здание Свободной академии (снесено в 1928 году). Архитектор шведского происхождения Чарльз Ульриксон, вдохновленный лондонским дворцом Хэмптон-корт, спроектировал Олд-Мэйн в Колледже Нокс в Гейлсберге.
После гражданской войны в США на местную архитектуру оказала влияние викторианская готика:
- Фарнем-холл (архитектор – Рассел Стёрджис);
- Мемориальный холл (архитектор – Уильям Роберт Уэр);
- Колледж-холл (архитектор – Томас У. Ричардс).
Расцвет и особенности
Подстиль коллегиальной готики определило строительство Уолтером Коупом Бэмбрук-холла в колледже Брин-Мар. Данное архитектурное направление впоследствии получило широкое распространение среди образовательных учреждений, почитающих готику за строгость форм, древность и моральную дисциплину (поскольку ряд образовательных учреждений подчинялся религиозным общинам). Подстиль коллегиальной готики применялся при строительстве нескольких корпусов Пенсильванского, Принстонского университетов, а также Университета Вашингтона в Сент-Луисе.
Многие крупные университеты в начале XX века начали пристраивать кампусы в стиле коллегиальной готики, используя при этом современные технологии и материалы. Проявлялось это в сочетании внешнего неоготического оформления фасада с использованием штукатурки, глиняной плитки и гипсокартона в отделке.
Публика могла подробно ознакомиться с коллегиальной готикой на Всемирной выставке в Сент-Луисе, а также во время Олимпийских игр в 1904 году. Эти мероприятия проходили в недавно построенном кампусе Вашингтонского университета.
Закатом коллегиальной готики принято считать начало Великой депрессии.
Термин «коллегиальная готика» впервые употребил архитектор Чарльз Клаудер в своей книге «Архитектура колледжей в Америке» в 1929 году. Стиль изначально использовался при строительстве общежитий университетов. Он призван был продемонстрировать историческую преемственность, выражающуюся в подобии Оксфорду и Кембриджу. Как отмечал известный деятель Вудро Вильсон, готические храмы прибавляют сотни лет к истории университета. Архитекторы и инициаторы строительства считали, что «здания тоже способны учить».
Рисунок 1. Сен-Дени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коллегиальный готические сооружения, как правило, имеют прямоугольный план с пристройками в виде башен. Арки сооружений проектируются обычно с отсылкой к средневековым готическим соборам, в особенности при оформлении сквозных проходов. Нередко фасады зданий дополняются турелями и контрфорсами. Верхняя часть карниза имеет зубчатую окантовку по периметру крыши, а вершину шпиля венчает флэш.
Архитектор Чарльз Клаудер при проектировании здания университета Питтсбурга был сильно ограничен в площади застройки. В этой связи он был вынужден прибегнуть к вертикальному строительству. Здание было названо «Собором учения». Оно представляет собой 42-этажный небоскреб и занимает второе место в списке самых высоких готических университетов. Здание, построенное в 1937 году, является последним наиболее ярким примером неоготической архитектуры. Здание имеет несколько корпусов и секций, также к нему примыкает несколько кампусов.
История появления готики
Согласно легендам, в XIII веке Папа Римский спросил у Рафаэля, как продвигается строительство собора Святого Петра, тот в ответ пренебрежительно назвал собор готическим, варварским. Считается, что в этой связи архитектурный стиль получил свое название – «готика».
Примечательно, что готика была сформирована и изначально существовала только в архитектуре. Лишь в XIX веке, когда вновь возникла мода на готику во многих европейских странах (например, в Великобритании и Германии), появились готические интерьеры. Этот стиль впоследствии получил название «неоготика».
Рисунок 2. Хэмптон-корт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готика появилась в XII веке в северной части Франции. Считается, что первое готическое сооружение было построено в Париже. В середине 12-го столетия аббат Сугерия возвел два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Аббат проводил аналогию храма с кораблем, он считал, что корабль может символизировать Вселенную. Светлые колонны из мрамора напоминают высокие мачты, а готические своды здесь символизировали натянутые ветром паруса.
Нельзя не упомянуть и новаторский подход к освещению в готике, ведь средневековые зодчие достигли небывалого прогресса в искусстве использования солнечного света.
В отличие от предыдущих романских сооружений, в готических было намного светлее, здесь применялись ярко украшенные витражи. Окна превратились в сверкающие картины из разноцветного стекла, они были призваны поражать посетителей соборов иллюстрациями библейских сцен. Архитекторы того времени делали серьезный акцент на освещении помещений. Их основной задачей было сбережение и концентрация света таким образом, чтобы каменный собор выглядел невесомым и воздушным.