Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коллегиальная готика

Сущность коллегиальной готики

Определение 1

Коллегиальной готикой называют архитектурное ответвление неоготики, популярное в строительстве образовательных учреждений в XIX веке в США, Канаде и Европе.

Логично, что коллегиальная готика опирается на средневековые готические соборы. Следует отметить, что готика получила второе рождение в середине XVIII века в виде неоготики и была популярна на протяжении всего XIX века.

Долгое время корпуса университетов не имели общей архитектурной концепции, они представляли собой «архитектурное ассорти». Американские университеты копировали Оксфордский и Кембриджский университеты, а готика конца XIX века зачастую беспорядочно сочетала элементы похожих архитектурных направлений. Конкуренцию коллегиальной готике на начальном этапе составил популярный в то время стиль боз-арт, напоминавший архитектуру итальянских пантеонов. Однако, считается, что любовь к английской архитектуре в конечном итоге определила облик студенческих городов.

Первыми неоготическими зданиями на территории университетов США были библиотеки Ричарда Бонда и Гор-холл в Гарвардском университете, а также здание Свободной академии (снесено в 1928 году). Архитектор шведского происхождения Чарльз Ульриксон, вдохновленный лондонским дворцом Хэмптон-корт, спроектировал Олд-Мэйн в Колледже Нокс в Гейлсберге.

После гражданской войны в США на местную архитектуру оказала влияние викторианская готика:

  • Фарнем-холл (архитектор – Рассел Стёрджис);
  • Мемориальный холл (архитектор – Уильям Роберт Уэр);
  • Колледж-холл (архитектор – Томас У. Ричардс).

Расцвет и особенности

Подстиль коллегиальной готики определило строительство Уолтером Коупом Бэмбрук-холла в колледже Брин-Мар. Данное архитектурное направление впоследствии получило широкое распространение среди образовательных учреждений, почитающих готику за строгость форм, древность и моральную дисциплину (поскольку ряд образовательных учреждений подчинялся религиозным общинам). Подстиль коллегиальной готики применялся при строительстве нескольких корпусов Пенсильванского, Принстонского университетов, а также Университета Вашингтона в Сент-Луисе.

«Коллегиальная готика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Многие крупные университеты в начале XX века начали пристраивать кампусы в стиле коллегиальной готики, используя при этом современные технологии и материалы. Проявлялось это в сочетании внешнего неоготического оформления фасада с использованием штукатурки, глиняной плитки и гипсокартона в отделке.

Публика могла подробно ознакомиться с коллегиальной готикой на Всемирной выставке в Сент-Луисе, а также во время Олимпийских игр в 1904 году. Эти мероприятия проходили в недавно построенном кампусе Вашингтонского университета.

Закатом коллегиальной готики принято считать начало Великой депрессии.

Термин «коллегиальная готика» впервые употребил архитектор Чарльз Клаудер в своей книге «Архитектура колледжей в Америке» в 1929 году. Стиль изначально использовался при строительстве общежитий университетов. Он призван был продемонстрировать историческую преемственность, выражающуюся в подобии Оксфорду и Кембриджу. Как отмечал известный деятель Вудро Вильсон, готические храмы прибавляют сотни лет к истории университета. Архитекторы и инициаторы строительства считали, что «здания тоже способны учить».

Сен-Дени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сен-Дени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Коллегиальный готические сооружения, как правило, имеют прямоугольный план с пристройками в виде башен. Арки сооружений проектируются обычно с отсылкой к средневековым готическим соборам, в особенности при оформлении сквозных проходов. Нередко фасады зданий дополняются турелями и контрфорсами. Верхняя часть карниза имеет зубчатую окантовку по периметру крыши, а вершину шпиля венчает флэш.

Архитектор Чарльз Клаудер при проектировании здания университета Питтсбурга был сильно ограничен в площади застройки. В этой связи он был вынужден прибегнуть к вертикальному строительству. Здание было названо «Собором учения». Оно представляет собой 42-этажный небоскреб и занимает второе место в списке самых высоких готических университетов. Здание, построенное в 1937 году, является последним наиболее ярким примером неоготической архитектуры. Здание имеет несколько корпусов и секций, также к нему примыкает несколько кампусов.

История появления готики

Согласно легендам, в XIII веке Папа Римский спросил у Рафаэля, как продвигается строительство собора Святого Петра, тот в ответ пренебрежительно назвал собор готическим, варварским. Считается, что в этой связи архитектурный стиль получил свое название – «готика».

Примечательно, что готика была сформирована и изначально существовала только в архитектуре. Лишь в XIX веке, когда вновь возникла мода на готику во многих европейских странах (например, в Великобритании и Германии), появились готические интерьеры. Этот стиль впоследствии получил название «неоготика».

Хэмптон-корт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Хэмптон-корт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готика появилась в XII веке в северной части Франции. Считается, что первое готическое сооружение было построено в Париже. В середине 12-го столетия аббат Сугерия возвел два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Аббат проводил аналогию храма с кораблем, он считал, что корабль может символизировать Вселенную. Светлые колонны из мрамора напоминают высокие мачты, а готические своды здесь символизировали натянутые ветром паруса.

Нельзя не упомянуть и новаторский подход к освещению в готике, ведь средневековые зодчие достигли небывалого прогресса в искусстве использования солнечного света.

В отличие от предыдущих романских сооружений, в готических было намного светлее, здесь применялись ярко украшенные витражи. Окна превратились в сверкающие картины из разноцветного стекла, они были призваны поражать посетителей соборов иллюстрациями библейских сцен. Архитекторы того времени делали серьезный акцент на освещении помещений. Их основной задачей было сбережение и концентрация света таким образом, чтобы каменный собор выглядел невесомым и воздушным.

Дата последнего обновления статьи: 20.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot