Сущность интернационального стиля
Интернациональный стиль – ведущее направление в архитектуре 1930-х – 1960-х годов.
Инициаторами данного стилевого направления можно назвать таких архитекторов, как:
- Вальтер Гропиус;
- Петер Беренс;
- Ханс Хопп.
Все вышеперечисленные специалисты использовали в своем творчестве принципы функционализма.
Сам термин «интернациональная архитектура» появился на выставке современной архитектуры в Нью-Йорке в 1932 году. В качестве кураторов выставки выступали критик Генри-Рассел Хичкок и выпускник отделения философии Филип Джонсон, впоследствии ставший архитектором.
Во время выставки Джонсон и Хичкок выделили три основных принципа современной архитектуры:
- создание пространства и объемов, а не массы и монумента;
- преимущество баланса форм, а не симметрии;
- непринятие классических элементов декора (орнамента).
Целью кураторов выставки было определение принципов современной архитектуры и выявление специфики новейших архитектурных традиций. Надо сказать, что текст, составленный Хичкоком и Джонсоном по итогам выставки, практически выполнил функцию манифеста, утвердил границы и систему новейшей архитектуры. Концепция интернационального стиля предполагала интерес не только к форме, но и к назначению предмета, его сути. Термин «интернациональная архитектура» неоднократно подвергался критике как со стороны архитекторов, так и в среде теоретиков.
Рисунок 1. Интернациональный стиль в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интернациональный стиль – весьма неоднозначный термин, поскольку единство данного направления обманчиво. Более того, в разных странах в большей или меньшей степени проявлялись самые разные черты стиля. Несмотря на кажущуюся единую концепцию, интернациональный стиль никогда не был однообразным явлением. Но надо отметить, что интернациональная архитектура демонстрирует единство подходов и некоторые общие принципы, например, новейшие технологии и материалы, облегченные конструкции, свободная планировка, каркасная структура сооружений, применение элементарных геометрических форм.
Одной из проблем интернационального стиля является подход к выбору материала для отождествления с этим стилевым направлением. Это могут быть как ключевые памятники XX века, так и серийные архитектурные объекты. Считается уместным говорить о применении узнаваемых элементов и стандартных архитектурных форм, а не знаковых объектов.
Нередко интернациональный архитектурный стиль понимается как собирательный термин, включающий в себя такие архитектурные направления, как брутализм, конструктивизм и функционализм.
Особенности стиля
Интернациональный стиль потребовал от архитекторов отказаться от многих традиционных форм и национальных особенностей в пользу прямых линий, четких геометрических форм и гладких поверхностей. Наряду со стеклом и металлом излюбленным материалом для архитекторов, работающих в интернациональном стиле, стал железобетон. В интерьерах также определяются новые тенденции – приветствуется открытое пространство. Наряду с этим интернациональный стиль напоминает зрителю о своем утилитарном назначении и желании сэкономить. Особенно наглядно это проявляется в отсутствии архитектурных излишеств.
Рисунок 2. Квартал Вайсенхоф в Штутгарте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В послевоенное время интернациональный стиль стал практически культовым явлением: практически каждое новое здание выполнялось в соответствии с основными принципами стиля. Наиболее известными работами данного периода можно по праву назвать эффектные небоскребы Филипа Джонсона и Бэй Юймина. Архитектор Ле Корбюзье был сторонником демонстрации грубой структуры бетона в конструкциях (позднее такое решение получило свое название – «брутализм»).
Отход от основных принципов интернационального стиля в архитектуре стал намечаться в 50-е годы XX века. Работы Ээро Сааринена указывают на то, что наступила нова эра в архитектуре. В 70-е годы интернациональный стиль был вытеснен формами и идеями постмодернизма.
Стиль в Европе и США
Что касается европейского интернационального стиля, то здесь его развитие было тесно связано с движением «Де Стиль» (Голландия), работами архитектора Ле Корбюзье и некоторыми другими известными личностями.
Суть интернационального стиля здесь заключается в поиске новых конструктивных элементов и форм, а также ключевых эстетических принципов. Считается, что подобные тенденции были связаны с появлением новых строительных материалов – стекла, бетона и стали. В Европе стремились придумать современную социальную программу, отражением которой могла бы стать архитектура. Новые строительные программы и индустриальная практика должны были стимулировать модернизацию социальной среды. Европейские архитекторы, сторонники интернационального стиля, считали своей главной целью качественное улучшение жизненных стандартов. В этой связи создание новой архитектурной концепции было не столько творческой, сколько политической задачей.
Одним из самых известных европейских проектов в интернациональном стиле стал квартал Вайсенхоф в Штутгарте (1927). Данный проект участвовал в строительной выставке, проведенной Немецким Веркбундом. Примечательно, что почти все архитекторы, принимавшие участие в конкурсе, были сторонниками интернационального стиля (Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Бруно Таут).
Если говорить о развитии интернационального стиля в США, то здесь оно было тесно связано с деятельностью таких специалистов, как Луис Салливан и Ллойд Райт. Многие из их работ символизировали появление новых принципов архитектуры.
В период Второй мировой войны некоторые европейские архитекторы работали в США. Это не могло не сказаться на распространении интернационального направления. В частности, благодаря усилиям преподавателей Вальтера Гропиуса и Марселя Бройера в Америке появилась довольно сильная архитектурная традиция.