Сущность индо-сарацинского стиля
Индо-сарацинский стиль – архитектурный стиль, разработанный в Индии времен колонизации ее Британией в годы правления королевы Виктории (1837 – 1901).
Данный стиль был эклектическим и сочетал в себе множество элементов западного средневекового готического, исламского и индуистского направлений. Индо-сарацинский стиль появился во многом благодаря стремлению Великобритании укрепить свои позиции в Индии, продемонстрировать всему миру мощь державы. В основе стиля лежала британская концепция «традиционной» Индии. В те времена считалось, что просвещенные колонизаторы лучше знали, что представляет из себя культурное своеобразие колонии. Определяющей чертой нового стиля стал европейский фасад, декорированный элементами архитектуры мусульманской Индии. Примечательно, что сооружения индо-сарацинского стиля возводились силами индийский специалистов из материалов, традиционно используемых в Индии. Для таких зданий характерными были:
- минареты;
- высокие шпили;
- красочные виражи и тонкая резьба.
В индо-сарацинском стиле работали такие европейские архитекторы, как:
- С. Джейкоб;
- Х. Ирвин;
- Г. Скотт.
Наиболее известными постройками в индо-сарацинском стиле являются ворота в Индию и здание вокзала Виктории в Бомбее.
Надо сказать, что данный стиль был весьма популярен в конце XIX века – начале XX века и господствовал во всей Индии. На юге страны, в Мадрасе, в соответствии с основными архитектурными концепциями индо-сарацинского стиля были построены рынок Мура и Художественная галерея памяти королевы Виктории. В те времена для знатных индийских людей было в порядке вещей привлечение британских архитекторов для строительства своих дворцов.
Рисунок 1. Ворота в Индию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В первой четверти XX века к власти пришел Дж. Керзон, политический климат в Британии сменился и индо-сарацинский стиль перестал быть популярным архитектурным направлением. Но несмотря на это даже на сегодняшний день в Индии строится множество сооружений в этом стиле, эти архитектурные достижения являются предметом национальной гордости.
Индо-сарацинская архитектура в Британской Индии
Надо сказать, что в сооружениях, построенных британцами в Индии не было попыток соблюсти каноны того периода в истории Индии. Британский подход здесь проявлялся во взгляде на индийскую архитектуру извне. Отчасти этот взгляд был сформирован под влиянием европейского востоковедения. Европейские архитекторы считали традиционные элементы архитектуры Индии простыми и взаимозаменяемыми и не видели ничего плохого в том, чтобы использовать их в хаотичном порядке. В данном случае для успеха требовалось не соответствие восточным канонам, а внешнее сходство западной интерпретации «восточного».
Считается, что популярность индо-сарацинский стиль получил благодаря своему сходству с готикой в глазах европейцев. Безусловно, истоки и природа возникновения этих архитектурных стилей были совершенно различны. Однако, чрезмерная внешняя декоративность всё-таки сближала их, индо-сарацинский стиль в Европе часто называли «готикой Востока». А некоторые архитекторы и вовсе намеренно сочетали формы обоих стилей в своих сооружениях.
Реакция самих индийцев на индо-сарацинскую архитектуру была весьма своеобразной. После 1858 года многие князья Индии были удостоены роли младших партнеров британской колониальной администрации. Эта уютная и безопасная ниша способствовала утрате вкуса местных феодалов к укрепленным резиденциям своих предков. Князья, располагающие достаточными средствами, начали возводить щегольские дворцы. Индийская знать играла особую роль в распространении индо-сарацинского стиля в архитектуре. С одной стороны, вкусы князей оставались прежними, а с другой – были открыты европейскому влиянию и готовы принять новые формы и концепции. Индо-сарацинский стиль вызвал в среде туземной аристократии сильную заинтересованность.
Примечательно, что князья Индии не могли игнорировать наплыв архитектурно-строительных тенденций из Европы, ведь Британцы настаивали на том, что они соответствуют архитектурным традициям Индии. В 1870 году правительство Британской Индии намеревалось заняться строительством школы в Аджмере. Её планировали запроектировать в европейском стиле. Колониальные власти ответили на это отказом, аргументируя тем, что индо-сарацинский стиль больше подходит колледжу, в котором будут учиться исключительно индийцы.
Индо-сарацинский стиль в Малайзии
Еще одним вкладом британцев в исламскую архитектуру можно назвать создание визуального образа малайского общества. Британцы в Куала-Лумпуре и Сингапуре строили огромное количество гражданских сооружений. В столицах малайских султанатов строились государственные мечети и дворцы султанам. В этом заключалось отличие от Индии, там британцы оставляли строительство религиозных сооружений самим индийцам, поскольку Индия была разделена на множество религиозных течений.
Рисунок 2. Вокзала Виктории в Бомбее. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стиль, который использовали британцы в своих зданиях в Малайзии был отчетливо индийским. Именно таким образом воспринималось европейцами могольское наследие. Данные представления комбинировались со своим восприятием мавританского андалузского архитектурного стиля.
Надо сказать, что британцы не смогли заметить, что Малайя существенно отличалась от Индии, несмотря на мусульманский уклад. При исследовании ландшафта европейскими специалистами была обнаружена лишь обрамленная джунглями пустошь, здесь отсутствовала монументальная архитектура, присущая Индии. Малайские правители до прихода британцев строили маленькие деревянные жилые и общественные сооружения.
В условиях отсутствия местных примеров исламского стиля, британские архитекторы были вынуждены применять дикий эклектичный индо-сарацинский мотив.
Монументальное здание Каунти-Холл построено на южном берегу Темзы и является памятником архитектуры эдвардианского барокко. Ежегодно здание посещает около 17 миллионов человек.