Сущность гелиопольского стиля
Под гелиопольским стилем часто подразумевается архитектурный стиль начала XX века. Он был разработан при строительстве пригородного района Гелиополис (Восточный Каир, Египет).
Стиль появился благодаря творчеству бельгийского архитектурного бюро Cairo Electric Railways and Heliopolis Oases Company, специалисты которого занимались планированием и строительством нового района города. Они создали новое архитектурное направление с тем, чтобы реализовать исключительную индивидуальность своего стиля. Гелиопольский стиль представляет собой комбинацию следующих архитектурных стилей:
- мавританское Возрождение;
- традиционное арабское Возрождение;
- персидское Возрождение;
- некоторые европейские неоклассические стили.
Главной целю гелиопольского стиля была успешная реализация эстетических и функциональных преимуществ влияющих на него направлений. Грамотная комбинация этих свойств привела к использованию персидских и мавританских фасадов, арабских пространственных объемов и европейских планов этажей, а также мавританских интерьеров в одном объекте.
Интегрированными чертами гелиопольского стиля можно назвать:
- адаптация форм здания к климатическим особенностям северной Африки (проявляется преимущественно в объемах зданий);
- декор здания в персидско-мавританских мотивах (реализуется в фасадах);
- архитектура общественных зданий Европы и Египта (проявляется в планировке и интерьерах).
Надо сказать, что пригород Гелиополис является единственным примером данного архитектурного стиля. При этом практически все здания здесь хорошо сохранились. Гелиопольский стиль представлен большим ансамблем зданий по всей площади района. Выделить можно Гелиопольский дворец, который был открыт в 1910 году. На данный момент сооружение выполняет функции президентского дворца и является уникальным примером гелиопольской архитектуры.
Практикующими архитекторами гелиопольского стиля были Шарль Айрут и Генри Хабиб Айрут.
Архитектурный комплекс Баальбека
Не секрет, что значительное место в истории древнеримской архитектуры занимают сооружения провинций. Расцвет провинциального искусства и архитектуры Древнего Рима приходится на II – III века нашей эры. Этот период характеризуется размахом строительства, что вполне отвечает величию государства на тот момент. Значительную внушительность развитие искусства приобретает в Сирии.
Характер архитектуры, богатство форм, внушающие размеры сооружений, живописность решений – все это новые веяния, привнесшие в античную архитектуру богатство и роскошь. Именно в период, когда культура Римской империи активно взаимодействовала с культурой Древнего Востока возникает уникальный архитектурный комплекс Баальбека в Гелиополе. В этой связи можно называть особенности архитектуры данного региона гелиопольским стилем.
Рисунок 1. Трилитон Баальбека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В большинстве своем гелиопольская архитектура того времени – каменная. Это и является ее главным отличием от древнеримской, поскольку в ней преимущественно использовался кирпич и бетон. Все объекты Гелиополя были возведены из огромных каменных блоков, вытесанных вручную. Примечательно, что кладка была выполнена на сухую, без применения раствора.
Строительство развернулось при Антонине Пие. Совершенно уникальный для того времени комплекс акрополя Гелиополя достигал трехсот метров в длину. Архитектурный ансамбль включал в себя величественный храм и несколько второстепенных помещений, расположенных симметрично, относительно главной постройки. Эти помещения предусматривались для того, чтобы предварять доступ в храм.
Храмовый ансамбль Гелиополя начинался с портика пропилей, к нему вела широкая и высокая лестница. За ним располагался широкий внутренний двор в форме шестиугольника, окруженный колоннадой. Из входного внутреннего двора можно было попасть в еще более крупный и величественный двор, который завершался Большим храмом, который являлся своеобразной доминантой над всем архитектурным ансамблем комплекса зданий.
Недалеко от Большого храма расположен Малый храм, а поодаль от вышеописанных построек нашлось место для Круглого храма. Величественные постройки Гелиополя были перегружены хаотическими тяжелыми украшениями, призванными демонстрировать стремительную и даже хаотичную динамику. Благодаря этому все здания обладают торжественным, но несколько напыщенным видом.
История и другие достопримечательности
Несмотря на то, что данный регион был населен еще с древности, никаких сведений о нем не встречается до завоевания Финикии Александром Македонским в 332 году до нашей эры. После смерти Александра Финикия отошла к Птолемею, и он сразу переименовал город в Гелиополь.
Спустя несколько десятков лет Гелиополь был завоеван Антиохом Великим, а еще позднее был превращен в римскую колонию. В этой связи в период с I по III века здесь было построено множество римских храмов.
Уже в XVI веке в Европе стало известно о руинах грандиозного храмового ансамбля, состоявшего из пропилеев, богато украшенных резьбой дворов, Большого храма, Малого храма и круглого храма с 4-колонным портиком.
Рисунок 2. Гелиополь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Территория ансамбля была превращена в крепость в XIII веке, её несколько раз использовали при военных столкновениях. После разрушительных военных действий сохранились только остатки стен и башен.
Храм Юпитера, располагающийся неподалеку, также представляет собой внушительное сооружение. Специалисты считают, что некоторые блоки, заложенные в основание, весят до 800 тонн. В некоторой степени данный храм превосходит пирамиду Хеопса, поскольку самый крупный гранитный блок этого объекта весит 90 тонн.
Главной загадкой для ученых является терраса, являющаяся основанием для храма Юпитера. В её кладке присутствуют три знаменитые плиты – Трилитон Баальбека, имеющие совершенно невероятные размеры.