Стиль арт-нуво, просуществовавший около двадцати лет, явил из себя довольно стремительное, значимое и сложное явление. Влияние стиля распространилось как на искусство, так и на дизайн, архитектуру, даже на производство обыденных потребительских товаров. Направление стало переходным явлением к абсолютно новому художественному стилю. В итоге за свой короткий период существования арт-нуво стал целой художественной эпохой.
История возникновения стиля и его особенности
В разных странах стиль назывался по разному, но наиболее известно это направление под названием арт-нуво. В 1895 году Зигфрид Бинг открыл магазин-галерею в Париже под названием Maison de l'Art Nouveau, или «Дом нового искусства». Бинг не в первый раз открывал галереи, в них выставлялись различные предметы, предназначенные как для продажи, так и напоказ. В галерее находились различные изделия из художественного стекла, картины, мебель, обои и другие изделия. Все изделия были представлены как исключительно искусство арт-нуво.
В России этот стиль назывался модерном, в США – тиффани, в Германии – югендштиль, в Шотландии – «стиль Глазго», в Италии – «либерти». Впрочем, это далеко не все варианты, в каждой европейской стране было свое название.
В XIX веке происходила модернизация старых исторических стилей. Ампир, академизм, неоклассицизм базировались на греческих и римских формах и канонах, архитектуру позднего Средневековья повторяла псевдоготика и т.д. Происходил активный поиск новых образов, акцентов, форм.
Первым архитектурным сооружением в стиле модерн, или арт-нуво, явилось оформление особняка профессора Тасселя в 1893 году. В то же самое время мюнхенские и венские художники-дизайнеры начинали осваивать стиль. В Европу арт-нуво ворвался как глоток свежего воздуха, быстро там распространился, а затем завоевал и Соединенные Штаты.
После Всемирной Парижской выставки в 1900 году, стиль достиг пика своей популярности.
Особенности стиля:
- волнообразные и закругленные, ассимитричные линии;
- использование экзотических материалов (древесина экзотических деревьев, слоновая кость, шкуры и рога животных);
- использование национальной культуры и традиций;
- стилизация мира флоры и фауны;
- человеческое тело, как венец творение природы.
Основные принципы арт-нуво
Отличия стиля от предшествующих состоит в максимальном использовании декоративно-прикладного направления, и соответственно стиль рассчитан на производство бытовых, утилитарных вещей, обладающих незаурядной эстетикой.
Доступность для большинства слоев населения, а не служение богатству – первейшая задача арт-нуво. Еще одной задачей было стремление к комфорту.
Появление бетона дало возможность применения различных изогнутых форм арок, увеличение этажности здания. Декор из стекла и кованного металла стал преобладать над деревянными элементами. На смену классическим формам строений пришли пилястры и античные колонны, портики и фронтоны.
Распространение стиля пришлось как на общественные и жилые здания, так и для вокзалов, станций метро, промышленных и торговых павильонов, различных культовых сооружений.
Завершение эпохи арт-нуво
Стиль не перешел в иные направления и не изжил себя - в начале войны, охватившую всю Европу, в 1914 году, он просто внезапно исчез. Интересы общества обратились в другое направление. После войны мир был иным, крупнейшие империи закончили существование, политическая ситуация стала иной, но самое главное – появились новые технологии и материалы, увеличились производственные мощности. Средний класс стал основным потребителем, человечество вышло на новую ступень развития.
Интерес к арт-нуар вернулся после 1950-х годов, и до сих пор не прекращается, проявляя себя в самых разнообразных областях производства и искусства.
Представители арт-нуво
Наиболее известные архитекторы, творящие в стиле арт-нуво:
- Виктор Орта (1861-1941 гг.);
- Анри Ван де Вельде (1863-1957 гг.);
- Эктор Гимар (1867-1942 гг);
- Антонио Гауди (1852-1926 гг);
- Отто Вагнер (1841-1918 гг.);
- Йозеф Гофман (1870-1956 гг.);
- Адольф Лоос (1870-1933 гг.;
- Луис Камфорт Тиффани (1848-1933 гг.);
- Луис Х. Салливан (1856-1924 гг.);
Виктор Орта.Бельгийский дизайнер и архитектор, явился автором огромного количества проектов в стиле арт-нуво. Особняк Тасселя в Брюсселе со строго симметричным фасадом имеет внутреннюю лестницу с железными плавно изгибающимися перилами, изящные осветительные приборы, орнаменты, колонны, мозаичный пол.
Особняк Этвелде в Брюсселе имеет великолепный зал, в котором железные колонны используются как опоры купола из стекла.
Свой личный дом в Брюсселе Орта запроектировал с особой тщательностью – все элементы выполнены в стиле арт-нуво. Дом имеет ассиметричный фасад, большие окна и витые опорные элементы балкона.
Осветительные приборы работают от электричества, что было новинкой в то время.
Эктор Гимар.Французский архитектор, дизайнер, пионер промышленного дизайна. Работал над оформлением входа в парижское метро. Многие ранние сооружения архитектора имеют самые фантастические и причудливые формы.
Антонио Гауди.Несмотря на тот факт, что арт-нуво получил уже довольно значительное распространение на территории Испании, Антонио Гауди создает свой особый и уникальный стиль в данном направлении. Его творение представлено проектом нового фасада при реконструкции старого жилого дома Каса Бальо. Здание украшает необычная крыша, а колонны и вовсе напоминают кости.
Еще одним знаменитым творением Гауди является жилой дом в шесть этажей Каса Мила, который местные жители называют «Каменоломней». Внешне дом представлен бетонной стеной с балконами из металлических решеток, что само по себе образует отдельные квартиры. Каждая квартира состоит из отдельных комнат неправильной формы, которые подогнаны одна к другой. Террасы с полами из мозаики расположены на плоской крыше. Фантастическая скульптура украшает трубы. Парк Гуэль (1905-1914) (Изображение 1) и недостроенный собор Саграда Фамилия (1903-1926) являются еще одними примерами фантастики и неповторимости творений Гауди.
Рисунок 1. Парк Гуэль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отто Вагнер. Выдающееся архитектурное творение Вагнера – Австрийский почтовый сберегательный банк (1904-1906). Фасад здания облицован панелями из камня, которые крепятся при помощи болтов, которые в свою очередь являются декоративными элементами. В строении использовано множество элементов из металла белого цвета. Пол выполнен из стекла, что позволяет проникать свету в помещения цокольного этажа. Освещение и вентиляция не только функциональны, но еще берут на себя декоративную нагрузку. Мебель в здании выполнена по авторским задумкам, но отличается простотой и современностью.
Рисунок 2. Австрийский почтовый сберегательный банк. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ