Архитектурные школы Азербайджана
Под Арранской архитектурной школой понимается один из архитектурных стилей, сформировавшихся на территории современного Азербайджана в средние века.
В связи с ослаблением Арабского халифата в период с X по XII века, на территории современного Азербайджана появляется множество мелких феодальных государств. В этот же временной промежуток возникает несколько архитектурных школ, имеющих сходство в основных выразительных формах:
- Арранская;
- Нахичеванская;
- Ширвано-апшеронская;
- Тебризская (была распространена на территории иранского Азербайджана).
Зодчие Арранской архитектурной школы строили в таких городах, как:
- Барда;
- Гянджа;
- Байлакан;
- Шамкир.
Впоследствии эти города стали центрами Арранской архитектурной школы. Многие памятники архитектуры, относящиеся к этой школе, были разрушены в результате землетрясения в Гяндже в 1139 году, а также во времена военных столкновений с монгольскими завоевателями в XIII веке.
Арранская школа
Известно, что Арраном называли историко-географический регион в восточном Закавказье. Примечательно, что данная область имела и другие названия в разные времена, но для название архитектурной школы было выбрано именно это. Данная территория некогда входила в состав Армении, а армянское влияние было здесь особенно сильно в связи с долгим нахождением их в границах Великой Армении. Начиная с VII века население восточной части данной области постепенно исламизируется.
Некоторые особенности Арранской школы были сформированы во время строительства оборонительных сооружений, а также общественно-культовых зданий и жилых объектов. Одним из наиболее значимых сооружений Арранской школы называют не дошедшую до наших дней Шамкирскую башню (минарет). Эта башня известна по подробному её описанию Н. Флоровского, опубликованному в XIX веке, а также по картинам Г. Гагарина и Д. Монпере.
Рисунок 1. Мост через реку Аракс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что многие башни, замки и дворцы, построенные в период с XII по XV век, входят в золотой фонд памятников архитектуры Ширвана. Специалисты отмечают, что архитектура Ширвана также отличается умелым применением свойств известняка, как в конструкциях, так и в декоре.
В результате археологических исследований, в г. Гяндже и г. Бейлагане специалистами были обнаружены останки нескольких зданий и сооружений. Помимо прочего здесь были обнаружены остатки трех мостов на реке Гянджачай, которые относятся к XII веку. Среди найденных останков фигурировали фрагменты жилых домов, бань и прочих объектов. Подобные находки могут многое сказать о происхождении Арранской архитектурной школы.
По некоторым конструктивным и архитектурным особенностям к Арранской архитектурной школе можно отнести мавзолей Гутлу Муса 1314 года постройки. Он располагается в селении Хачин Тюрбетли Агдамского района. Архитектура этого сооружения дает представление о взаимосвязи христианской и мусульманской архитектуры областей Переднего Востока, малой Азии и Закавказья. Примером могут служить узоры памятника, поскольку такие же орнаментальные элементы были обнаружены в Герарде и Сагмосаванке в Армении.
Некоторые специалист отмечают влияние Арранской архитектурной школы на 15-пролетный мост через реку Аракс, относящийся к нахичеванской школе.
Шамкирская башня
Шамкирский минарет располагался недалеко от города Шамкира в Азербайджане. Известно, что памятник привлекал внимание многих путешественников и неоднократно упоминается в различных источниках. Наиболее раннее упоминание о памятнике относится к арабскому историку Альбуфеде, описывавшего башню, как «очень высокое и выдающееся сооружение». Ссылаясь на некоторые архитектурно-конструктивные особенности, специалисты относят минарет к XII – началу XIII века.
Интересны свидетельства Г.Гамбы, который во время своего путешествия по Кавказу отмечал, что муллы использовали башню для созыва мусульман на молитву, он сравнивал Шамкирскую башню с Колонной Траяна в Риме.
Рисунок 2. Шамкирская башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В современности архитекторы имеют представление о Шамкирской башне лишь по взаимодополняющим рисункам Дюбуа де Монпере и Григория Гагарина. Однако, эти рисунки не дают сведений об окружении минарета. В этой связи весьма ценными представляются сведения церковного деятеля Арсения Суханова, проезжавшего через Шамкир в 50-е годы XVII века. В своих записях он называл минарет «кричальницей» и указывает, что вокруг башни располагается город, который покинули все жители.
Некоторые представления о памятнике дает информация, опубликованная в 1861 году в «Обозрении российских владений за Кавказом». Автор текста, Н. Фроловский утверждал, что наиболее выдающимся памятников в данном регионе является Шамхорский столб, возведенный в 25 верстах от города.
Композиция самого минарета была весьма обыденной. Его основанием служит призматический объем со стрельчатым входным проемом. Клинообразные скосы здесь создают переход к восьмигранному объему, на котором возвышается ствол башни. Весьма интересна трактовка балкона для муэдзина. На рисунке Гагарина видно, что нагрузку от него воспринимают крупные членения сталактитового карниза, под которым была размещена лента надписи.
Верхняя часть минарета представляет собой исходный материал для восстановления примерно одновременных минаретов в сел. Карабаглар и Нахичевани. Завершается минарет своеобразным «фонарем» и небольшой сквозной аркадой.
Надо сказать, что данный «фонарь» сочетается с балконом для муэдзина весьма необычно. Эта конструкция обычна для минаретов, сопредельных и близлежащих с Азербайджаном стран. В минаретах Ширвана, например, он не встречается вовсе, а для муэдзинов здесь предназначался балкончик с круговым обходом. В рисунках отмечаются различия в орнаментации кирпичной кладки и навершия минарета. Помимо прочего, на стволе, прорезанном щелевидными проемами, выделялась широкая декоративная полоса.