Сущность постимпрессионизма
Постимпрессионизм – художественное направление, имеющее собирательный характер. Определяет магистральную линию развития архитектуры и живописи во Франции начиная со второй половины 1880-х гг. и до начала XX века.
Данная эпоха характеризуется отказом художников изображать только очевидно зримую часть действительности или сиюминутное впечатление. Они стремились показать основные, закономерные элементы действительности и окружающего пространства, не брезгуя стилизацией декором. Художников-постимпрессионистов было немного, но при этом их творчество играет важную роль в культуре XIX века. Выдающимися личностями периода постимпрессионизма являются:
- Винсент Ван Гог;
- Поль Гоген;
- Поль Сезан.
В постимпрессионизм включено множество различных техник и творческих систем. Однако общим для них является то, что все они берут свое начало от импрессионизма. Всё это сильно повлияло на последующее развитие европейской архитектуры и изобразительного искусства, став опорой для развития многих современных направлений живописи.
Рисунок 1. Автопортрет Винсента Ван Гога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурные тенденции постимпрессионизма
Совокупность вышеупомянутых аспектов сопровождается ростом числа рабочего люда в Европе, вследствие этого повышается спрос на жилье для рабочих. В это время складываются предпосылки для определенных новых явлений в архитектуре. В результате промышленного прогресса наблюдается резкое разграничение зданий по функциональному назначению, появляется огромное количество промышленных зданий, торговых площадей и павильонов. Эти факторы способствуют развитию индустрии строительных материалов, конструкций и методов расчета. Период постимпрессионизма ознаменован внедрением в широкое применение железобетона, однако его освоение было напрямую связано с длительными экспериментальными исследованиями.
Рекордных размеров на то время достигают пролеты сооружений, перекрываемые металлоконструкциями. Эти сооружения демонстрируются на международных выставках. Самыми известными конструкциями такого рода являются:
- построенный Гюставом Эйфелем виадук в Гараби (1884);
- башня со сквозной металлической конструкцией на Всемирной выставке в Париже (1889), более известная как Эйфелева башня;
- Галерея машин на той же выставке.
Архитектурные конструкции этих сооружений получили широкую известность далеко за пределами Франции.
Рисунок 2. Эйфелева башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Модерн как направление постимпрессионизма
Принято считать, что начало архитектуре модерна было положено именно постимпрессионистами. В конце XIX века в разных концах Европы возникают предпосылки к освобождению от смешения стилей, которые почти на протяжении полувека сопутствовали развитию архитектурных тенденций. Именно с целью создать самостоятельное, самобытное направление в области архитектуры были предприняты попытки движения от эклектики.
Под эклектикой в данном случае понимается совокупность разнородных направлений архитектуры.
Для архитектуры эпохи постимпрессионизма характерно стремление к внешнему декору фасадов и внутренней части здания. Примечательно, что в качестве украшений использовались растительные формы, однако, преобразованные до такой степени, что их очень тяжело узнать. Безусловно, главная роль здесь отводится плавным извилистым линиям, которые присутствуют в декоре как в одиночестве, так и целыми пучками. Стоит заметить, что модерн в архитектуре того времени всё же стремился включить в свой состав практическую составляющую, хотя содержание нагроможденных украшений, характерных для модерна, являлось для этого препятствием.
В прежние времена, а в частности, в эпоху классицизма архитекторы руководствовались представлением о внешнем облике здания, а лишь после этого приступали к планировке помещений. В эпоху же модерна, а в особенности во времена постимпрессионизма, специалисты действуют несколько иным образом – планировка здания складывается из помещений различной формы и назначения. Например, в театральных зданиях пространство над сценой должно быть самым высоким, за ним должно находиться помещение зрительного зала, а затем уже помещения остальных назначений. В этой связи театры конца XIX века выглядели весьма вычурно, их здания ассоциативно напоминали семейство грибов, столпившихся вокруг главного гриба - сценической коробки. Выпуклые крыши сооружений с мягкими очертаниями и извилистыми карнизами только увеличивали вышеупомянутое сходство. В оформлении внутренних помещений царили вытянутые, изящные формы, плавные переходы.
Важно, что интерьер в эпоху постимпрессионизма стал играть более важную роль, чем ранее. В этом прослеживалась связь с архитектурой, которая создала новые методы компоновки внутренних помещений и способствовала полному соответствию наружного пространства внутреннему. Интерьер строился на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутренних помещений. Отделка стен выражалась в не имеющих никакой закономерности формах, асимметричности и капризно извивающихся линиях. Потолки декорировались, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены оформлялись более красочно, занавеси делали светлыми.
Модерн в постимпрессионизме стремился сочетать художественные и утилитарные функции проектируемых зданий, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Главной задачей этого временного промежутка являлось решительно обновить художественно-образный язык архитектуры, а также разработать новые приёмы пространственной композиции сооружений, усилив при этом тенденции использования новых материалов, таких как сталь или бетон.