Арабская архитектура и религия
Возникновение и укрепление самобытной арабской цивилизации связано с появлением ислама. Ислам стал двигателем практически всех сторон арабской жизни, и архитектура не стала исключением. Исламская архитектура появилась в связи с необходимостью возведения священных сооружений, таких как мечети или храмы. За неимением собственной традиции возведения подобных объектов, арабы позаимствовали схему и методику строительства религиозных зданий у Ирана.
Иранское происхождение имеет арабская мечеть, большое сооружение с куполом в центре. Традиционная мечеть по планировке разбивается на две части: обширный двор с колодцем для ритуальных омовений и молельня. Двор, как правило, окружается колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к сооружению примыкает молельня, представляющая собой обширное пространство, которое разделяется несколькими рядами колонн. Конструктивно в стене молельни предусматривается ниша для хранения Корана. Купол мечети обычно опирается на четыре стены основного квадратного объема, а также на небольшие арки, перекинутые в угловых частях. В арабской архитектуре встречаются различные формы арок, но наиболее распространенными являются подковообразные и стрельчатые. Снаружи основного здания обычно расположены высокие минареты, с которых традиционно верующих созывают на молитву.
Прямоугольные сооружения со стрельчатыми арками в религиозном строительстве получили название пештак. В религиозной арабской архитектуре также популярны айваны, представляющие собой сводчатое здание с четырьмя стенами, открытое только с одной стороны. Главным строительным материалом арабской архитектуры был обожженный кирпич, а также различные породы камня (известняк или песчаник). В качестве второстепенных конструкционных материалов обычно использовались некоторые породы дерева, гипс и поливная керамика (майолика или фаянс). Мрамор также использовался в отделке, например, для небольших колонн, воспринимающих нагрузку от сводов.
Примечательно, что мрамор применялся лишь в тех регионах, где наиболее сильно прослеживалось европейское влияние (Северная Африка, Испания).
Наиболее известные сооружения в арабской архитектуре:
- Купол Скалы в Израиле, Иерусалим (691 г. нашей эры);
- Мечеть Амра в Каире, Египет (642 г. нашей эры);
- Мечеть Мухаммеда Али, Египет, Каир (1848 г.).
Развитие арабской архитектуры
Если испано-арабская цивилизация получила всемирную известность благодаря научным достижениям, то не в меньшей степени она обязана своей славой архитектуре, а также прикладным искусствам.
Арабский архитектурный стиль изначально отличался от испано-арабского. Основными архитектурными формами у арабов исторически сложились еще в глубокой древности, они отчасти были заимствованы у иранцев, вавилонян и ассирийцев. Вероятно, к ним восходят гипсовые своды, украшенные ячейками и пирамидальными сталактитообразными выступами, а также уникальная штукатурка с лепными украшениями, которой были покрыты стены изнутри.
Первоначальное влияние на арабскую архитектуру оказала и византийская культура, у которой мусульманская цивилизация позаимствовала довольно многое (например, некоторые конструкции и украшения). Примечательно, что испанские мусульмане обогатили эти элементы особыми оттенками, отличающими их архитектуру от исходной, первоначально арабской.
Рисунок 1. Мечеть Амра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что в развитии испано-арабской архитектуры выделяется несколько периодов, различных по особенностям стиля. Данные различия никак не противоречат общей концепции развития испано-арабского искусства на Западе.
Особенности арабской архитектуры
Храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба, облицованных эмалевыми плитками (в кордовской мечети, например, виде исключения она была облицована стеклянной мозаикой в виде исключения).
В целом, архитектонические элементы арабской архитектуры имели подковообразную форму. Нередко при строительстве храмов были использованы колонны, взятые из древнеримских или вестготских сооружений. Капители колонн в арабской архитектуре первоначально были заимствованы из коринфского ордера.
Позднее элементы, характерные для коринфских капителей, усложнились, и возникла особая форма коринфской капители. Эта модель стала общепринятой в испано-мусульманской архитектуре вплоть до эпохи, когда был создан гранадский или насридский стиль.
Арабы избегали монотонных орнаментов и гладких поверхностей сооружений. В этой связи стены обычно украшались рельефными мраморными или гипсовыми пластинками небольшой глубины. Поверхности украшались рисунками растений в схематической форме или геометрическими фигурами. Такие украшения получили названия арабески.
Рельефность декора подчеркивалась цветами: места углублений рисунков окрашивались в пурпурные или синие тона, а выпуклости покрывались позолотой. Подобный цветовой контраст давал потрясающий декоративный эффект, придавал рисунку живость и яркость.
Рисунок 2. Мечеть Мухаммеда Али в Каире. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Необходимо отметить, что арабская мечеть являлась не только храмом в прямом смысле этого термина. Как правило, мечети служили местами массовых собраний людей. Здесь зачитывались указы халифа, проводились учебные занятия. Примечательно, что такие заведения, как школы, обычно располагались в мечетях.
Что касается гражданских сооружений, то их план и конструкция были аналогичны этим параметрам в мечетях за исключением некоторых изменений, обусловленных различным назначением зданий. Жилой дом имел центральный двор и окружался арками вокруг. Почти всегда такое строение имело один этаж и было лишено окон по фасаду, выходящему на улицу. При доме обычно имелся сад, а центральный двор иногда украшался фонтаном.
В планировках улиц также отмечались характерные тенденции. Улицы предусматривались узкими, делалось это для того, чтобы прохожие могли укрываться от жары в тени, созданной домами.