Сущность Амстердамской школы
Амстердамская школа представляет собой архитектурный стиль, появившийся в Нидерландах в первой трети XX века. Амстердамская школа – частный случай архитектурного экспрессионизма.
Этот архитектурный стиль появился благодаря влиянию социалистических идей. В этом стиле строились сооружения различного назначения, в том числе загородные особняки и многоквартирные дома. Архитектура Амстердамской школы основывалась на неоготике и архитектуре эпохи Возрождения. Следует отметить и вклад выдающегося нидерландского архитектора Хендрика Петрюса Берлаге.
Постройки эпохи Амстердамской школы, спроектированные под влиянием экспрессионизма, нередко имели прямоугольную и круглую форму в плане. Помимо этого, часто встречалась закругленная и «органическая» форма фасадов, а также множественные декоративные элементы, не имеющие функциональной нагрузки. Здания украшались шпилями, скульптурными изображениями и окнами с горизонтальным расположением фрагментов стекла, напоминающих лестницу.
Считается, что стиль Амстердамской школы зародился в архитектурном бюро Эдуарда Кейперса в Амстердаме. Следует отметить, что сам Кейперс не был прогрессивным художником и архитектором, но он не ограничивал своим подчиненным свободу творчества. У Кейперса работали такие представители Амстердамской школы, как:
- Мишель де Клерк;
- Йохан ван дер Мей;
- Пит Крамер.
Следует заметить, что определяющее значение для развития школы имело развитие Амстердама. В 1905 году здесь был принят первый градостроительный кодекс и в этой связи городские власти наняли Йохана ван дер Мея в качестве специального «советника по эстетике». Его задачей было проведение слаженной градостроительной политики при строительстве новых объектов.
Известные сооружения
Первым сооружением, построенным в стиле Амстердамской школы, считается кооперативно-торговый центр «Схепвартхёйс» (в переводе с нидерландского – «дом судоходства»). В конструкциях этого здания были воплощены те черты, которые впоследствии стали ключевыми для архитектуры Амстердамской школы. Здание было построено из кирпича и имело сложную кровельную систему. Оно было украшено большим количеством элементов, таких как:
- декоративная кладка стен;
- художественное стекло;
- кованые и скульптурные детали.
Целью применения такого декора было создание единой стилистики интерьера и экстерьера.
Специалисты считают, что наиболее важным и плодовитым архитектором Амстердамской школы был Мишель де Клерк. Другими известными участниками движения были:
- Б.Т. Буйинга;
- П.Х. Эндт;
- К.Й. Блау.
С 1918 по 1931 годы в Голландии издавался журнал «Вендиген», который являлся своего рода «рупором» Амстердамской архитектурной школы.
Самые известные сооружения периода Амстердамской школы располагаются, естественно, в Амстердаме. Наиболее часто упоминается «Корабль» - главное произведение этого стиля (главный архитектор – Мишель де Клерк). Движение и многие его последователи на протяжении долгих лет принимали активное участие в развитии Амстердама и формировании градостроительного плана города.
После смерти де Клерка Амстердамская школа стала терять популярность и утратила свое ведущее значение на архитектурной сцене Голландии. В 1924 году было построено сооружение «Де Бейенкорф», которое считается последним завершенным объектом Амстердамской школы. Следует заметить, что здания в этом стиле точечно возводились вплоть до Второй мировой войны, но влияние этой архитектуры уже не имело прежнего значения.
Рисунок 1. Здание в стиле Амстердамской школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Надо сказать, что подобные творческие поиски новой архитектуры имели место не только на территории Голландии. Нередко такие попытки объединялись с применением трансформированных форм классицизма и национальных архитектурных тем. Один из наиболее известных образцов такой эклектики – здание ратуши в Стокгольме (архитектор – Рагнар Эстберг). В ее архитектуре переплетаются черты традиционных датских церквей с готикой, барокко и экспрессионизмом. В качестве основного строительного материала для ратуши был выбран желтый кирпич (это одна из характерных черт датской церковной архитектуры).
Что касается архитектуры экспрессионизма, то в этом стиле была построена Церковь Грундтвига. Сооружение является одним из самых узнаваемых религиозных объектов в Копенгагене. Архитектором проекта был Педер Клинт, победивший в конкурсе на лучший проект.
Группа «Стиль»
Появление в Голландии группы «Стиль» стало ответом на скульптуру и живопись Амстердамской школы. Члены этой группы выступали за использование прямых линий и естественных цветов (например, белого, серого и черного).
Рисунок 2. Церковь Грундтвига. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Живопись одного из лидеров группы – Петера Мондриана – признана специалистами во всем мире. Так называемая «прямолинейность» архитектурных форм нашла отражение в доме Хейде, располагающемся в городе Утрехте. Главным архитектором проекта был Роб ван’т Хофф, строительство завершилось в 1916 году. В архитектуре здания применено вертикальное остекление, которое скрывается под нависающими карнизами кровельной конструкции.
Наиболее характерным сооружением для объединения «Стиль» можно назвать дом Шрёдера в Утрехте. Его построил архитектор Геррит Ритвельд в 1924 году. Примечательно, что в проектировании сооружения участвовала также сама заказчица Труус Шрадер-Шрёдер, которая была дизайнером интерьеров. На момент строительства участок располагался за чертой города. В его архитектуре отсутствовали стандартные для зданий того времени панели, здесь царили лишь прямые линии и углы. В отделке архитектор отказался от мрамора и обработанной древесины. Все наружные поверхности были оштукатурены и окрашены в разные цвета. Фасад здания представлял собой композиции из линий и плоскостей, которые выступали и заглублялись относительно друг друга.