История возникновения
Поздний классицизм (первая треть XIX в.) также называют стилем ампир. Название стиля происходит от фр. Empire – империя. С одной стороны, это объясняется тем, что архитекторы обращались к древнеримскому искусству эпохи Империи, с другой – ампир стал стилем Империи Наполеона Бонапарта, а впоследствии и Российской Империи.
Стиль родился в наполеоновской Франции. Победы Наполеона, которого сравнивали с римским императором Августом, отмечали сооружением триумфальных арок и колонн подобно тому, как это делали в Древнем Риме (арка на площади Звезды, Вандомская колонна со статуей Наполеона). И все же во Франции стиль получил наибольшее выражение в декоративно-прикладном искусстве и оформлении интерьеров.
В мебели и осветительной арматуре обыгрывались античные, а также древнеегипетские мотивы. Их формы обычно просты и массивны, силуэт лаконичен. В оформлении наружных частей зданий, оград распространенной становится различная военная атрибутика:
- военные трофеи, включающие античные доспехи и оружие,
- наградные венки,
- пучки фасциев с топориками, которые носили древнеримские ликторы.
Среди архитектурных ордеров предпочтение отдается дорическому и тосканскому ордерам, с их приземистыми пропорциями, строгими формами и представительным видом.
Ампир получил распространение и в других странах Европы. Наиболее ценные образцы стиля ампир в архитектуре были созданы в России, в первую очередь – в Петербурге и в Москве. Целый ряд первоклассных сооружений можно встретить в подмосковных усадьбах. Все они в основном относятся ко времени правления Александра I и были возведены по окончании войны 1812 г.
Самым знаменитым, пожалуй, стал ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Другие важный ансамбль – улица Росси со зданием Александринского театра в конце, комплекс зданий Адмиралтейства и здание Биржи с Ростральными колоннами на стрелке Васильевского острова.
Рисунок 1. Стрелка Васильевского острова, Санкт-Петербург. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности стиля и архитектурные формы
Архитектурные формы стиля ампир отличают суровая простота, мощь, величие, строго организованные, лаконичные объемы, торжественность. Колонна по-прежнему остается важным элементом в архитектуре ампира, но все больший акцент ставится на пластической выразительности стены, на игре крепких, лапидарных объемов. Любимые мотивы – куб, цилиндр, полуциркульная арка. Многие здания имеют проемы с арочным завершением в верхнем ярусе: открытые (Музыкальный павильон Конного двора в усадьбе Кузьминки) или остекленные (главный фасад Биржи в Петербурге).
По сравнению со зданиями, построенными в стиле классицизма, ампирные постройки отличаются большей монументальностью, зачастую более приземистыми пропорциями, плотными и массивными формами.
В Москве ампир представлен зданиями Большого театра (бывш. Петровский театр, названный по улице Петровка, на которую выходит его боковой фасад), Манежем, павильоном Грот в Александровском саду, храмом Св. Людовика Французского, зданием Первой Градской больницы, Провиантскими складами. Но в целом московские постройки более камерные. Тем более что это в основном частные особняки и приходские церкви (усадьба Найденовых на Радищевской улице в Москве, арх. Д. Жилярди).
Достаточно большое количество зданий в стиле ампир в Москве объясняется тем, что Москва сильно пострадала во время пожара 1812 г. и заново отстраивалась.
Архитектурные шедевры в стиле ампир
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, вид на здание Генштаба, Россия. Напротив арки установлена Александровская колонна (1829–1834, архитектор О. Монферран) со статуей ангела, держащего крест (скульптор Б. Орловский). Высота колонны 47,5 м ее роль также необычайно велика в ансамбле. Поставленная между Генштабом и Зимним дворцом, она «держит» пространство огромной площади, отмечает ее центр и является необходимой высотной доминантой ансамбля.
Адмиралтейство. Санкт-Петербург, Россия. Центральная башня обильнее всего украшена скульптурой. Она эффектно выделяется на фоне стен насыщенно-желтого цвета. Нынешние здания Адмиралтейства построены на месте старой корабельной верфи, заложенной еще в 1704 г. по чертежу Петра. В 1730-х они были перестроены (арх. И. Коробов). От старых построек – П -образный план и основа центральной башни со шпилем. В 1806–1823 гг. была осуществлена еще одна перестройка Адмиралтейства, после чего оно приобрело свой представительный вид. Общая длина фасада зданий Адмиралтейства 407 м.
Церковь Богоматери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в Москве. Россия. Восточная часть храма представляет образец стиля ампир в церковной архитектуре. Его колокольня и трапезная построены В.И. Баженовым в стиле классицизма. Восточная часть возводилась в 1828–1833 гг. по проекту О. Бове. Она получила форму ротонды, часто использовавшуюся при строительстве церквей в стиле классицизма и ампир
Рисунок 2. Церковь Богоматери Всех скорбящих радость, Москв. а. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Большой театр в Москве, Россия. Высокий восьмиколонный портик с фронтоном – главное украшение здания. На фронтоне установлена бронзовая квадрига – колесница, запряженная четверкой лошадей. Квадригой правит Аполлон – бог искусства в древнегреческой мифологии. Выше еще один фронтон, завершающий верхнюю часть здания. Здание решено как монолитный блок, оживленный нишами и окнами.
Храм Св. Людовика Французского, Москва, Россия. Храм Святого Людовика Французского был сооружен по проекту известного архитектора А.О. Жилярди. Храм построен в стиле классицизма, и представляет собой трехнефную базилику с высоким центральным и более низкими боковыми нефами. Вход оформлен колоннадой, по обеим сторонам колоннады расположены невысокие колокольни.
Триумфальная арка на площади Звезды (площади Этуаль) в Париже, Франция. Арка построена по проекту Ж.Шальгрена в 1806–1836 гг. по личному распоряжению Наполеона в честь побед его армии.
Стрелка Васильевского острова, Россия, Санкт-Петербург.Стрелка Васильевского острова – красивый и гармоничный архитектурный ансамбль на восточной оконечности Васильевского острова, сформированный Биржей, Ростральными колоннами, Биржевым сквером, зданиями таможни, южного и северного пакгаузов. Ансамбль создан в первой половине XIX в. по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона и И. Ф. Лукини.
Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая – указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 г.
Дворцовый мост – разводной мост через Большую Неву. Соединяет центральную часть города - Адмиралтейский остров и Васильевский остров. Длина моста – 250 м, ширина - 27,7 м. Состоит из пяти пролетов.
Биржа была построена в 1805–1816 гг. по проекту Ж. Ф. Тома де Томона. Биржа своим внешним видом напоминает античные храмы Древней Греции — здание расположено на высокой каменной платформе (стилобате), а к его входу ведут широкие лестницы и пандусы.
Биржевая площадь – одна из самых старых и обладающих исторической ценностью площадей Санкт-Петербурга. Она расположена на Стрелке Васильевского острова, между набережными Университетской и Макарова.
В здании южного пакгауза расположился Зоологический музей, в здании северного пакгауза – музей Почвоведения им. Докучаева.
Памятный камень «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской Империи».