Сущность американского ренессанса
В мировой архитектуре конца XIX – начала XX веков возникло новое течение – американский ренессанс. На его формирование большое влияние оказали следующие эпохи:
- классицизм;
- греко-римская античность;
- эклектика.
В этой связи можно утверждать, что американский ренессанс включает в себя различные комбинации стилевых направлений. Пик творчества возрождения был очевиден: готические мотивы комбинировались с классикой, растительные орнаменты изображались на элементах мавританской архитектуры.
Рисунок 1. Американский ренессанс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В первоначальных источниках данного определения сообщается, что главной чертой американского ренессанса было стремление к простоте и гармонии архитектурных форм, но, в то же время, сохранению геометрических пропорций, лаконичности и ясности. Данные признаки достигались, в основном, с помощью использования в качестве основных строительных материалов камня или древесины.
Примечательно, что сооружения этого периода нередко украшались статуями, скульптурами и лепными узорами, что придавало им дух величественности, монументальности и самодостаточности. Помещения, выполненные в стиле американского ренессанса, отличались удобством и практичностью.
Внешний вид стен, выдержанных в мягких тонах, создавал ощущение простора и стремления вверх. Нередко применялись элементы античности: утонченные колонны и фризы придавали строению чувство спокойствия и равновесия. Чаще всего такие конструктивные элементы не являлись несущими.
При возведении зданий в стиле американского ренессанса не допускалась чрезмерная перегруженность деталями, что открывало естественную красоту сооружения. Все декоративные элементы должны были составлять общую композицию, быть неотделимыми друг от друга.
Внутреннее декорирование зданий выполнялось, как правило, с помощью деревянных половых покрытий, стен, оклеенных светлыми обоями или оформленных текстилем и мебели из натуральных материалов в обивке светлых тонов. Нередко на потолках выполняли античные орнаменты.
Развитие стиля
Если более конкретно обозначать рамки американского ренессанса, то это был период с 1876 по 1917 годы, он характеризовался новой национальной уверенностью в том, что Соединенные Штаты являются прямыми наследниками греческой демократии, римского права и гуманизма эпохи Возрождения.
В этот период американцы были озабоченны проблемами национальной идентичности (или новым национализмом). Этот период характеризовался модернизмом и развитием новых технологий, а также академическим классицизмом. Выражалась уверенность в новых строительных технологиях, таких как проводные кабели Бруклинского моста в Нью Йорке. Культурных центров у американского ренессанса было несколько, наиболее известными являются школьные дома Прейри и движение «City Beautiful».
Рисунок 2. Здание Томаса Джефферсона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Большинство американцев считало, что их цивилизация является наследницей всего современного мира, и что на данном этапе она достигла своего совершеннолетия.
Примечательно, что эпоха американского возрождения совпадает с позолоченной эпохой и новым империализмом.
Одним из самых известных образцов американского возрождения является здание Вашингтонской библиотеки Конгресса. Авторами проекта были архитекторы Джон Л. Смитмайер и Пол Дж. Пельц.
Вашингтонская библиотека Конгресса
Данная библиотека на сегодняшний день обслуживает правительственные органы и является самой большой библиотекой в мире. Датой её основания приято считать 24 апреля 1800 года, когда президент США Джон Адамс подписал закон о перенесении столицы государства из Филадельфии в Вашингтон.
Следует отметить, что физические библиотека делится на три здания, расположенных на Капитолийском холме и в депозитарии в сельской местности штата Вирджиния. Все эти здания соединены между собой подземными переходами, поэтому современному читателю полагается пройти охранный пост только один раз на входе:
- Здание Томаса Джефферсона (1890 – 1897). Сооружение является старейшим из трех зданий. Здание в стиле бозар отличается фронтоно в стиле классицизма и расточительно украшенными интерьерами. Над внутренним и внешним декором трудилось множество скульпторов и архитекторов эпохи американского ренессанса. Главное здание напоминает Пале Гарнье в Париже. Фонтан Нептуна, располагающийся перед центральным входом запроектирован так, чтобы вызывать в памяти римский фонтан Треви;
- Здание Джона Адамса. Первоначально сооружение задумывалось как пристройка для главного корпуса библиотеки и было открыто в 1939 году. Идея строительства здания принадлежала Конгрессу США. Здание имеет пять надземных этажей. Здесь располагается более 290 километров стеллажей;
- Здание мемориал Джеймса Мэдисона (1971 – 1976). Располагается между улицами Фёст, Сэконд и Индепенденс-авеню СИ. Здание является официальным мемориалом президента США Джеймса Мэдисона.
Первое здание библиотеки является основным. Перед архитекторами проекта стояла задача наглядно проиллюстрировать прогресс цивилизации в образах великих людей. Над оконными проемами установлены скульптуры величайших деятелей разных народов мира.
В США конца XIX века торжественный европейский стиль бозар, разработанный Второй империей, получил огромный успех. В особенности, на широкое распространение повлияла Международная Колумбийская выставка в Чикаго (1893).
После одобрения проекта Конгрессом в 1886 году началось строительство здания, оно заняло 11 лет. Библиотека открыла свои двери публике 1 ноября 1897 года и впоследствии получила широкое признание в качестве национального памятника. Надо сказать, что нынешнее название главный корпус библиотеки получил лишь в 1980 году. Такое название было выбрано не случайно – Томас Джефферсон являлся ключевой фигурой в деле строительства библиотеки.