Художественное направление модерн было популярным начиная с конца 19 века.
Стиль модерн
Несмотря на общую схожесть хронологии стилей, близкое соседство и взаимное влияние европейских стран друг на друга, в каждой стране были свои временные рамки появления и развития различных стилей, некоторые из них могли вообще не прижиться, а другие, наоборот, задерживались на более долгий срок.
В целом для Европы расцвет модерна пришелся на период с 1890 по 1910 годы, за эти 20 лет модерн успел обрести множество сторонников, что позволило ему активно распространиться. К сожалению, за прошедший век множество объектов в стиле модерн было утрачено.
Появлению модерна во многих странах предшествовала эклектика. Ее фривольность, легкость и игривость подготовили благоприятную почту для формирования нового стиля. Одной из предпосылок также служило активное развитие промышленности и производства, благодаря которым модерн и дизайн стали доступными и массовыми. В модерне используются современные материалы, стекло и железобетон, архитекторы экспериментируют с линиями и формами. Классические и строгие прямые линии больше им не интересны, как и абсолютная симметрия. В модерне мы видим декоративность, изящество, обилие орнаментов с растительными мотивами. Каждая вещь, окружающая человека, в представлениях модернистов должна была быть красивой.
Модерн имеет широкую географию направлений:
- рижский модерн;
- венгерский модерн;
- русский модерн;
- чикагский модерн;
- шотландский модерн;
- итальянский модерн и другие.
Закат модернизма был связан с началом Первой мировой войны.
Югендстиль – это одно из направлений модерна, которому характерно большое количество света в пространстве за счет использования стальных конструкций.
Стиль модерн в архитектуре Австрии и Бельгии
Австрийский модерн, известный как венский сецессион и бельгийский модерн, возглавляемый Виктором Орта, также вошли в историю архитектуры. Сецессион представлял собой объединение нескольких групп архитекторов из Германии и Австрии, которые не видели развития в академическом искусстве и выступили с протестом. Венское объединение вдохновилось примером берлинских художников, которые провели свою выставку. Девизом художников стало воскрешение австрийского искусства и Австрии через искусство.
Сецессион выходит за пределы художественного направления и проявляется в архитектуре. Ученик Отто Вагнера, Йозеф Ольбрих возводит выставочный павильон, в котором отражена молодость искусства, в противовес устаревшим и архаичным представлениям академизма. Основателем франко-бельгийского ар-нуво по праву считают Виктора Орта. Его постройки сегодня входят в список всемирного наследия, а более чем век назад казались чем-то абсолютно новым. Виктор Орта начал свою архитектурную практику в возрасте 24 лет, после окончания Королевской Академии художеств в Генте, он работал и в Париже, и Брюсселе, что позволило ему отслеживать новые веяния и отражать современные тенденции.
Орта умел создавать поражающие современников интерьеры, он изучал свойства новых материалов, стекла и железа, чтобы создавать пространства, наполненные светом. В его проектах форма и декор неразрывны, а один рисунок повторяется и витражах и в узорах на полу и в обрамлении лестницы.
Самые известные проекты Виктора Орта:
- дом Сольве, построен в 1898-1900 гг.;
- дом Ван Этвельде, построен в 1898-1900 гг.;
- особняк Эмиля Тасселя, 1892 г.;
- дом-мастерская Орта, построен в 1898-1901 гг.
Рисунок 1. Музей Виктора Орта, Брюссель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Модерну и работам Виктора Орта было свойственно применение металлического декора. Этот декор имел изогнутые формы, напоминавшие природные и растительные элементы.
В следующих проектах Орта, в Народном доме в Брюсселе уже видно влияние конструктивизма. В начале войны Орта переехал в Лондон, затем он отправляется в США, где проводит лекции для американских студентов, в Брюссель он вернулся спустя 4 года и продолжил работу архитектором, применяя новейшие разработки в области архитектуры и строительства.
Орта для своих проектов разрабатывал и мебель, и внутреннее убранство, что также было свойственно модернизму, который рассматривал здание как цельный объект, и все его наполнение должно было отвечать внешнему облику.
Короткий период расцвета модерна тем не менее был очень ярким, как глоток свежего воздуха после устаревшей классики и несовершенной эклектики.