Стеклянные сооружения в современной архитектуре
Стекло является неотъемлемой частью современной архитектуры, ведь когда сооружение полностью состоит из прозрачных, мерцающих материалов – это привлекает внимание и вызывает восхищение людей.
Вопреки распространенному мнению жить в стеклянном здании не холодно даже в условиях самого сурового климата. В этой связи для Росси стеклянные дома являются вполне уместными и даже нужными, так как архитекторы должны работать над разнообразием архитектурного ландшафта. Если провести грамотные расчеты, верно подобрать толщину стеклопакетов, а также применить крепления с терморазрывами, то в здании всегда будет правильная температура.
Рисунок 1. Стеклянная мастерская Кайто. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако в настоящее время не существует единого мнения ученых по поводу целесообразности применения стекла в архитектуре зданий и сооружений.
История возникновения стеклянной архитектуры
В первое время стекло применялось в архитектуре исключительно в качестве второстепенного материала, а использование светопрозрачных конструкций развивалось только в области торговых и промышленных зданий.
Примечательно, что архитектурная критика XIX – начала XX веков не признавала такие сооружения объектом художественного творчества.
В начале XX века произошла «стеклянная революция». В этот период стекло превращается из утилитарного в формообразующий конструктивный элемент сооружений. В 1920-е годы произошло переосмысление роли стеклянных конструкций в архитектуре, этот период характеризуется появлением большого количества идей индустриализации и развития строительных технологий.
Вскоре происходит переход стекла от утилитарного архитектурного элемента в доминирующий, формируется идея строительства «стеклянных небоскребов», которые должны были олицетворять власть и научный прогресс в США после окончания Первой мировой войны. Данная мысль принадлежала известному архитектору Мису ван дер Роэ, который занимался разработкой подобных сооружений и реализовал некоторые из них к середине XX века. Однако, стоит заметить, что его проекты характеризовались пренебрежительным отношением к качественной составляющей конструктивных решений, а также к функциональному использованию помещений. Если говорить об эстетической стороне вопроса, то архитектор находился в поиске значимой архитектуры, которая могла бы существовать в стороне от общественного мнения и различных тенденций современной эпохи.
При проектировании высотных сооружений в прошлом веке архитекторы не учитывали возможное психологическое состояние людей, которые могут находиться в таких сооружениях, не заботились о безопасности людей.
Рисунок 2. Пирамида Лувра в Париже. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После смерти «пионеров стеклянной архитектуры», таких как Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье (60-е годы XX века), в Западных странах наступает кризис в строительстве стеклянных сооружений. Считается, что данный процесс начался еще и потому, что «стеклянные» здания имели мало общего с национальными и историческими контекстами этих стран.
Следующее десятилетие характеризуется тем, что архитектурные решения большинства сооружений начинают стремительно опережать технологические и инженерные возможности, имеющиеся на тот период в данной области. Появляется необходимость корректировать существующие методы расчета конструктивных схем на ветровую нагрузку, которые воспринимаются легкими навесными ограждениями. Обозначаются трудности в организации стыков некоторых конструктивных элементов, которые не могут быть решены при помощи традиционных методов расчета. Помимо прочего, основной проблемой становится малая изученность температурных деформаций и линейного расширения некоторых материалов. Здесь возникла необходимость в решении многих вопросов строительной физики, теплотехники и пожарной безопасности.
По мере решения вышеизложенных задач в XX веке архитектура светопрозрачных конструкций начинает избегать строгих прямолинейных плоскостей и форм, начинает впечатлять своей яркостью и разнообразию архитектурных ансамблей. В современных «стеклянных зданиях» создается специфический ночной эффект при надлежащем внутреннем освещении, в этой связи такие сооружения эффектно выглядят в любое время суток. В условиях современной застройки районов такие здания создают локальный зрительный эффект, а также формируют неповторимый городской облик. В настоящее время стекло используется даже в качестве конструктивных элементов зданий, в качестве несущих структур. Неудивительно, что все вышеперечисленные достижения в корне изменили отношение людей к светопрозрачным конструкциям и «стеклянному строительству».
Известные «стеклянные сооружения»
В настоящее время построено множество выдающихся сооружений с применением стекла, например:
- Мастерская технологического института Канагавы. По сути данное сооружение состоит из единственного помещения, площадью 2000 квадратных метров. Эта мастерская располагается в Токио на территории института. В проекте предусмотрены стальные перемычки и множество стеклянных панелей, это делает мастерскую невероятно прозрачным зданием;
- Ботанический сад Куритибы. Расположено здание в одном из крупнейших городов южного региона Бразилии – Куритибе. Ботанический сад открыли в 1991 году, сразу после этого он стал главной достопримечательностью города. Сад имеет площадь в 240 тысяч квадратных метров и окружен фонтанами и водопадами. В здании расположена оранжерея, сконструированная из металла и стекла, которая имеет некоторое сходство с Хрустальным дворцом в Лондоне;
- Пирамида Лувра в Париже. Данный объект является одним из самых известнейших стеклянный сооружений современности. Здание проектировалось как основной вход в Лувр и было сдано в эксплуатацию в 1989 году. Первоначально этот проект подвергался жесткой критике, но со временем приобрел невероятную популярность среди туристов.