Работы, связанные с ремонтом и содержанием железнодорожных путей, проводит эксплуатирующая организация.
Типы ремонта железнодорожного пути
На протяжении периода эксплуатации железнодорожные пути испытывают колоссальные нагрузки, как статические, так и динамические, что не может не отражаться на их состоянии. Целью содержания является своевременное устранение любых отклонений от нормы.
Перечислим основные виды работ, связанные с ремонтом пути:
- капитальный ремонт усиленный, самый масштабный тип ремонта, который предполагает обновление верхнего строения пути и стрелочных переводов, при этом повышается несущая способность полотна;
- капитальный ремонт предполагает замену рельсошпальной решетки и установки более мощного варианта;
- сплошная замена рельсов и стрелочных переводов усиливает рельсовую колею, работы направлены на замену дефектных элементов, очистку щебеночной призмы выправку пути;
- средний ремонт усиленный используют для увеличения несущей способности балластной призмы и нижнего строения пути;
- средний ремонт предполагает замену дефектных частей, очистку щебеночного балласта;
- подъемочный ремонт восстанавливает параметры подшпального основания, дефектные деревянные шпалы заменяют;
- шлифовка проводится для устранения волнообразного износа, также применяется профильная шлифовка головки рельса;
- планово-предупредительная выправка предполагает восстановление равноупругости основания и устранение неравномерных участков.
Балластный слой (призма) – это часть конструкции пути, которая распределяет нагрузки на основную часть земляного полотна, а также оказывает сопротивление боковым и продольным смещениям шпал, отводит воду от колеи, создает возможности для выправки пути.
Рисунок 1. Усиленный капитальный ремонт. Проводится полная замена верхнего строения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Средний ремонт железнодорожного пути
Определение объем ремонтных работ и вида работ зависит от состояния пути, изношенности, интенсивности движения. Модернизация требуется многим направлениям, для увеличения пропускной способности и более безопасного и безаварийного движения. Средний ремонт применим к главным и станционным путям, а также к расположенным на них стрелочным переводам. Чаще всего этот тип ремонта применяют при большой загрязненности балласта
Средний ремонт железнодорожных путей в отличие от капитального ремонта не предполагает полной замены всей конструкции. В этом случае:
- заменяют загрязненный песчаный, гравийный, балласт или проводится очистка щебеночного балласта;
- заменяют дефектные железобетонные шпалы, в тех случаях, когда ремонт целесообразен он проводится на месте с таким расчетом, чтобы прослужить не менее двух лет;
- заменяют пришедшие в негодность деревянные шпалы;
- усиление пути в тех местах, где располагаются кривые с радиусом не более 1,2 км;
- увеличивают количество скреплений и заменяют износившиеся;
- регулируют зазоры;
- ремонтируют металлические детали стрелочных переводов; срезают гребни балласта, образованные на обочинах;
- очищают водоотводные устройства;
- проверяют комплектность сигнальных и путевых знаков;
- проводят ремонт переездов, и подходы к ним;
- выполняют работы по ремонту и замене износившихся брусьев;
- усиливают пусти в тех местах, где скорость движения превышает 120 километров час, а сам участок имеет радиус не более 2 километров;
- выправляют подуклонку рельсов, выполняют перешивку и исправление пути;
- при недостаточном количестве шпал их количество увеличивают до нормативного;
- дополняют количество противоугонов.
Рисунок 2. При среднем ремонте проводится замена балласта дефектных деталей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для выполнения работ привлекают специальные машины, а именно электробаллатсеры, щебнеочистители, укладочные машины
Все работы этой категории можно поделить на подготовительные основные и отделочные. Ведущими являются основные работы.
Плановая проверка состояния пути проводится не реже одного раза в год, она позволяет выявить отклонения от нормы и сформировать график мероприятий по их устранению. Материалы и график работ формируется исходя из классификации дороги, скорости движения, грузонапряженности. В целом можно сказать, что средний ремонт пути применяют для усиления балластового слоя, обычно очистка щебеночного основания проводится на глубину от 15 до 40 сантиметров.