Линейные объекты отличаются большой протяженностью, а зачастую и большой удаленностью от крупных городов или населенных пунктов, но это не отменяет требований к их содержанию. Далее разберем, что входит в содержание мостов и тоннелей, и в каком случае требуется их реконструкция.
Содержание мостов и тоннелей
Мосты и тоннели являются неотъемлемой частью железных и автомобильных дорог и могут возводиться как совместно с ними, так и отдельно. После сдачи объекта он попадает на баланс ответственной за него организации. В содержание входят следующие мероприятия:
- надзор, то есть наблюдение с целью своевременного выявления дефектов. Выделяют постоянный, текущий, периодический и специальный осмотры. Осмотру подлежат все части сооружения, включая опоры, полотно, регуляционные сооружения, подмостовое пространство;
- уход, то есть своевременная очистка от загрязнений, которые могут скрывать дефекты или явиться причиной их появления. Работы, связанные с уходом, должны выполняться в соответствии с установленной периодичностью;
- профилактика, то есть устранение небольших дефектов (менее 10% износа), которые не представляют угрозу несущей способности или безопасности движения. Обычно выполняются с периодичностью от одного года до пяти лет;
- планово-предупредительный ремонт, то есть устранение дефектов на ранней стадии износа, когда он не достиг значения в 25%. С зависимости от степени износа выполняют с периодичностью пять -десять лет. Чем старше сооружение, тем больше затрат составляют планово-предупредительные работы.
После каждого осмотра или ремонта проводится технический учет, в котором определяется степень износа и фиксируется состояние сооружения.
Рисунок 1. Мост и тоннель Эресуннский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реконструкция мостов и тоннелей
Ремонт или восстановление мостов и тоннелей осуществляется согласно проектно-сметной документации. Выделяют два типа работ:
- реконструкцию, то есть восстановление и усиление конструкций сооружения;
- перестройку, то есть новое строительство взамен существовавшего.
Реконструкция – это процесс улучшения транспортно-эксплуатационных характеристик сооружения, включающий восстановление его несущих конструкций.
По накопленным за продолжительный период данным, отсутствие ухода и профилактики требует больших затрат на ремонт и реконструкцию, в то время как проведение всех работ, связанных с содержанием моста или тоннеля, увеличивает его срок службы на 10-40 лет.
Реконструкция или перестройка инженерных сооружений может быть связана как с высоким процентом износа, так и с желанием изменить его эксплуатационные характеристики, к примеру, увеличить количество полос или изменить график движения. Возможно трасса, на которой расположен мост или тоннель меняет свой статус, и реконструкция коснётся сразу нескольких объектов, увеличится пропускная способность всей дороги.
При разработке проекта проводится тщательный осмотр всех конструкций, описываются дефекты (сколы, трещины, коррозия, пробоины, износ болтов и заклепок, деформации), анализируется сохранившаяся в архиве проектная документация и данные о техническом учете. При решении о целесообразности реконструкции ведется разработка проекта по усилению пролетных строений. При реконструкции важно оценить не только надземные конструкции, но и состояние фундаментов.
Если реконструкция связана с изменением эксплуатационных характеристик, то выполняют расчеты для оценки транспортного потока. При этом учитывают тип транспортных средств, скорость и изменение потока в ближайшие 10-20 лет.
Разработанный проект реконструкции подлежит проверке в экспертизе, где будет установлено соответствие разработанных решений требованиям Градостроительного кодекса, строительным правилам, санитарным нормам и требованиям регламента.
После получения положительного заключения и разрешения на строительство начинают разработку рабочей документации и подготовку к строительству.
Мосты и тоннели являются частью линейных объектов, со временем они, как и любые искусственные сооружения требуют реконструкции, их конструкции постепенно разрушаются. Системный уход, профилактика и надзор за состоянием этих инженерных сооружений позволяет продлить их срок безаварийной службы и уменьшить стоимость ремонтных работ. Реконструкция или перестройка моста или тоннеля требует не только значительных средств, но и создаст сложности для водителей, которым потребуется искать пути объезда или терять время в при организации реверсивного движения.