Русская архитектура развивалась своим особым путем, хотя на нее безусловно большое влияние оказывала культура Византии.
Русское зодчество
История русского зодчества начинается с деревянной архитектуры, этот универсальный материал позволял возводить и дворцы, и простые избушки, на нем оттачивали свое мастерство и производили поиск первых форм, соответствующих русской архитектуре и русскому стилю. Переход к другому материалу – камню, стал следствием технического прогресса. Новый материал предоставлял большие возможности, получившиеся здания:
- отличались долговечностью;
- меньше страдали от пожаров;
- были немобильны в отличие от деревянных построек, которые легко перемещались с места на место;
- характеризовались массивностью и прочностью, камень позволял возводить более высокие здания.
Влияние Византии хорошо прослеживается в русской архитектуре - византийские традиции, завезенные иностранными мастерами, были адаптированы русскими зодчими на свой манер.
Первые крупные постройки появляются на Руси уже в 12-13 веке, каждое княжество стремилось продемонстрировать свою независимость и развитость через архитектуру, активно строятся церкви и храмы. Планомерное развитие было нарушено монгольским нашествием.
Архитектура Руси четырнадцатого века проходит этап восстановления, в это время возводятся небольшие, но богато декорированные храмы, развиваются архитектурные школы. Уже в 15-17 веке в архитектуре появляется шатровый стиль (внутренне пространство храма было увенчано шатром), все чаще выбирают камень для возведения надежных и прочных зданий. На этом же этапе активно начинают использовать кирпич и металл.
17 век внес свои коррективы в творчество русских зодчих, увеличивается доля каменных строений. Сами здания становятся более декорированными и каменные здания могут позволить себе возводить не только церковь и царь, но и бояре и купцы. Для увеличения сохранности построек все чаще применяют каменные фундаменты, на которых в случае возникновения пожара можно заново выстроить утраченное деревянное здание.
Увеличение территории и мощи государства также отразилось в архитектуре, большинство монастырей, а также крепости перестают выполнять защитные функции, большее внимание начинает уделяться декору и эстетике. Окончание смутного времени характеризуется особенным внимание к пышности, 18 век был ознаменован развитием таких стилей как рококо, классицизм и барокко. Эпоха Петра Великого ознаменовала расцвет русской архитектуры, строятся театры, дворцы, церкви, больницы и госпитали. Появляются первые комиссии, органы, которые регулируют архитектурные проекты. В конце 18 века в архитектуре прослеживается появление нового стиля, русского классицизма, который уже в начале 19 века сменился ампиром. На смену ампиру в конце века пришёл псевдорусский стиль, который возвращал традиции русского деревянного зодчества. В 20 веке в русской архитектуре прослеживает влияние мировых тенденций, сначала доминирующим становится модерн, затем эклектика и другие направления.
Ампир – это архитектурный стиль, который характеризуют: подражание античности, великолепию Римской империи; использование природного камня, натуральной черепицы, мрамора, богатого декора, орнаментов и военных эмблем.
Рисунок 1. Церковь Василия на Горке, Псков, 1413 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности русского зодчества
Глядя на путь развития русской архитектуры, можно выделить ряд особенностей, характерных для русского зодчества и русской архитектуры:
- русская архитектура развивается как архитектура церковная, с утверждения христианства;
- форма храмов, стиль и технология были заимствованы из Византии;
- русские храмы отличает от греческих отсутствие колонн (недостаток мрамора и камня);
- долгое время преобладали деревянные строения, благодаря обилию лесов;
- к национальным стилям относится шатровый стиль, русский классицизм.
История развития русской архитектуры и русского зодчества сложна и неоднозначна, многие памятники прошлых эпох давно утрачены и доподлинно восстановить картину давно минувших дней с высокой долей вероятности практически невозможно. К тому же огромная территория государства развивалась неравномерно, те стили, которые господствовали в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове доходили отголосками до других городов спустя годы и десятилетия.