Зарождение и эволюция рокайля. Арабески
Рокайль в западной архитектуре и искусстве – это стиль XVIII века, характерной особенностью которого являются орнаменты с тщательно проработанными деталями. Орнаменты выполнялись в виде стилизованных ракушек, спиралей и камней.
Слово «рокайль» происходит из словаря садоводов. Оно в первую очередь связано с украшениями фонтанов и гротов деталями в форме ракушек, поэтому близость таких элементов к морской стихии очевидна. Надо сказать, что рокайль относят к наиболее выдающемуся проявлению стиля рококо в архитектуре и интерьере. Рококо был придуман во Франции, в период правления короля Людовика XV (1715 – 1774 гг.). Стиль появился как ответ на классическую строгость господствующего в те времена барокко. В обществе был возрождён интерес к естественным наукам и природе, что не могло не сказаться на стилистике направления. В переводе с французского языка слово «рокайль» означает «галька» или «булыжник». Такие элементы чаще всего проявлялись на небольших фрагментах мебели и в бытовых приборах (например, табакерки или ручные зеркала). При отделке стен деревянными панелями или штукатуркой рокайль представлен узорами в виде раковин, цветов и гальки, выделенных простыми или двойными кривыми. Надо сказать, что термин изначально применялся для описания причудливых гротов, которые возводились в парках и садах в период позднего Возрождения.
Рисунок 1. Рокайль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интересно, что рокайль в начале своего развития встречался и в гротеске. Со временем это ответвление получило новое название – арабески. Здесь присутствовала постоянная игра с устойчивыми и неустойчивыми формами, пристрастие к странным и причудливым деталям. В начале XVIII века во Франции появились весьма радикальные новшества: слияние арабесок с другими типами декоративных деталей (например, с трофеем и картушем), а также стремление выйти за строгие рамки стиля, что и повлекло обретение пластичности.
Первым признаком нового стиля можно назвать орнаментальное оформление рамки. Живописные украшения, ограниченные прежде пределами панно, становятся лепными и захватывают саму рамку, что ведет к потере устойчивости контуров. Таким «расползанием» объясняется присущая рокайлю любовь к пустым поверхностям. В отличие от гротеска узоры здесь никогда не покрывали всю поверхность полностью, даже в самых дерзких композициях. С другой стороны, мотивы рокайля были близки к натурализму, несмотря на то, что происходило быстрое слияние ракушек и картушей. Впоследствии это не позволяло определить, к какому миру – растительному или животному – относятся все эти элементы.
Первые шаги в развитии стиля были сделаны Пьером Ле Потром в период правления Людовика XV. Работавший также с интерьерами отеля Тулуз Вассе также принадлежит к числу самых выдающихся творцов эпохи Регентства. В 30-е годы XVIII века во Франции господствовал так называемый «живописный стиль», который специалисты называют кульминацией рокайля во Франции. Основным представителем стиля является Жан-Луи-Эрнест Мейссонье́.
Арабески, которыми украшен потолок Стокгольмского дворца Тессин были изготовлены Рене Шово в 1697 году. Данные детали близки по стилю к элементам Жана Берена, главного французского декоратора конца XVII века. Орнаментальные полоски и завитки, восходящие к вышивкам и мавританским узорам, сочетались здесь с традиционными балдахинами, что весьма характерно для гротеска. Достигнутый эффект при помощи живописных средств похож был на впечатления, которых будут впоследствии добиваться архитекторы и создатели рельефных настенных украшений.
Арабески авторства Клода Одрана являются невесомыми, чего нельзя сказать об арабесках Жана Берена, которые стилистически напоминают традиционный гротеск. Последний изображал изящно позирующих женщин, разнообразных чудовищ и тонкие растительные орнаменты.
Рокайль широко применялся в период правления Людовика XV и из Франции впоследствии распространился по всей Европе. В современности термин «рокайль» стал применяться ко всем изгибающимся, вычурным и необычным формам.
Что касается мебели этой эпохи, то она весьма изящна. Все предметы мебели обильно украшались прихотливой и сложной резьбой и позолотой. Ножки стульев и кресел были изогнуты по изящной образующей. На потолках и стенах помещений широко использовалась резьба и лепнина.
Среди наиболее характерных примеров применения рокайля можно выделить:
- Лепное окно в Обермархтальском монастыре (конец XVI века);
- Комод Шарля Крессана (1730);
- Зал принцессы в Отеле Субиз (1740).
Стиль рококо
Термин рококо появился в Европе в середине XVIII века, при этом изначально он использовался с негативным оттенком. В XIX веке этот стиль ошибочно считали продолжением стиля барокко или даже высшей ступенью его развития. Это этой теории отказались позднее, поскольку предыдущий стиль Людовика XIV (Большой стиль) в своей основе имел классический оттенок и лишь немного включал барочные элементы декора.
В отличие от Италии стиль рококо не был широко распространен во Франции. Рококо также не следует путать с переходным периодом Регентства в период правления герцога Филиппа Орлеанского (1715 – 1722 гг.). Во французских источниках стиль Регентства и рококо рассматриваются по отдельности.
Основными элементами рококо являются вышеупомянутый картуш, фламандский кнорпель и оршмуль, похожий на ушную раковину.
Несмотря на то, что в моду начали входить новые «античные формы», так называемый рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца XVIII века. Период рококо во Франции именовался временем Венеры и Купидона.
В XX веке в отечественных источниках неоднократно встречалась следующая: концепция: «рококо – результат измельчения барокко». Считалось, что стиль утратил самостоятельное значение и становился частью общего декоративного убранства.