Роберт Адам
Роберт Адам (1728 – 1792) – известный шотландский архитектор, работавший в стиле палладианства. Он являлся крупнейшим представителем английского классицизма XVIII века и принадлежал к династии архитекторов Адамов.
Роберт Адам родился 3 июля 1728 года в Керколди. Его отец – Уильям Адам, известный архитектор и строитель. В частности, он возглавлял все военное строительство в Северной Британии. Роберт Адам получал образование в Эдинбургском университете (закончил в 1743 году). С 1745 года Адам начал работу ассистентом у своего отца. В 1748 году Уильям Адам скончался, а его дело возглавил старший сын – Джон Адам, Роберт стал одним из его партнеров. Совместно со старшим братом они сделали несколько проектов по оформлению интерьеров, в которых архитекторы сочетали национальные шотландские мотивы со стилем рококо (например, дом графа Гопетауна и дом лорда Дамфри в Эйшире).
Рисунок 1. Роберт Адам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1754 году Роберт Адам отправился в континентальную Европу. Первым делом он посетил Брюссель, затем – Париж. До 1755 года изучал архитектуру Южной Франции, после чего перебрался в Италию. В январе 1755 года он поселился во Флоренции, где серьезно занялся повышением своих профессиональных навыков. Здесь его другом стал французский архитектор Шарль-Луи Клериссо. Благодаря ему, Адам значительно расширил свои познания в истории и теории архитектуры.
В феврале того же года Роберт Адам отправляется в Рим. Здесь он увлеченно занимается исследованием древнейших античных построек. Тот же вид деятельности Адам продолжил в Далмации, куда он приехал в мае 1757 года. Здесь он проводил изучение руин дворца Диоклетиана в Сплите (материалы о нем были опубликованы в 1764 году). Перед возвращением на родину Роберт Адам также побывал в Греции и в Египте.
Одним из первых сооружений Роберта Адама в Англии стали ворота Адмиралтейства в Лондоне (1760), хотя свою творческую деятельность он начал с интерьеров. Он разработал собственный стиль, который впоследствии был назван по его имени – стиль Роберта Адама. В неопалладианском стиле Адам оформляет Хетчлэнд в Суррэ и Шардело в Букенгемшире (1759 – 1761). В 1761 году архитектор получает целую череду заказов:
- Харенвуд в Йоркшире;
- Крум Курт в Форчествершире;
- Хедлстон Холл в Дербшире;
- Бувуд в Вилтшире;
К наиболее известным интерьерам в стиле Роберта Адама относят авантзал в Сайон-хаусе (1762) и большую библиотеку в Кенвуде (1768).
Умер Роберт Адам в 1792 году.
Творчество архитектора
Внутренняя планировка зданий, построенных Адамом отличается большой рациональностью и удобством. Комнаты располагаются либо в виде параллельных анфилад, либо выходят в примыкающий к анфиладе коридор. Помещения могли отличаться друг от друга не только размерами, но и формой. Нередко встречались овальные и круглые помещения. Вместо тяжеловесной лепнины, характерной для палладианского стиля, Адам применяет легкие лепные рельефы, которые весьма эффектно выглядели на стенах, окрашенных в различные цвета в зависимости от назначения помещения. Орнаментам Роберт Адам уделял особое внимание. Широкое распространение получили также маленькие картинки-медальоны и рельефы с изображением мифологических сюжетов, которые органично вписывались в декор. Интерьеры Адама создавали богатое и разнообразное впечатление. Вместе с этим архитектор добивался полной законченности и гармонии во всем ансамбле. Лепнина потолков, стен, рисунки на коврах и даже посуде – все это подчинялось единому замыслу.
Еще один прекрасный образец творческой деятельности Роберта Адама – Кедлстон-холл (1770), построенный архитектором по проекту других специалистов. Здание имело полукруглые крылья, примыкающие к центральному зданию, что весьма характерно для палладианской архитектуры. Нетрудно догадаться, что расположенные по главной оси большие парадные помещения принадлежат собственно Адаму. Вероятнее всего, при создании большого холла с коринфскими колоннами из искусственного мрамора, Роберт Адам обращался к античной архитектуре.
Новым изысканным вкусам также отвечали гораздо меньшие помещения Адама. Изящный фасад клуба Будль в Лондоне, возведенный в 1765 году, может дать наиболее полные представления о том, как Роберт Адам решал внешний облик здания. Современники Адама видели в нем мастера, сумевшего воплотить их представления о комфорте и целесообразности, столь специфичные черты, характерные для английской архитектуры.
Рационализм, облаченный в формы греческой архитектуры, являлся ключевой особенностью архитектуры Адама. Внешность его зданий ассоциировалась с благородными памятниками античности. Для боковых и парадных фасадов буржуазных домов Адам применял широкие оконные проемы с веерообразными тимпанами (нередко такие тимпаны встречались и над дверными проемами). Излюбленной формой зданий Роберта Адама в плане были постройки в форме букв «Н» и «В». В центре таких зданий обычно размещался овальный зал, из которого открывался проход в две параллельные друг другу анфилады комнат. Нередко к ним для удобства примыкал коридор. Несмотря на то, что Роберт Адам в точности следовал античным формам, он нередко вносил изменения в пропорции колонн и других элементов.
Роберт Адам считал себя изобретателем так называемого британского ордера. В его состав входили колонны с капителями в виде львов и единорогов.
Роберту Адаму также принадлежит проект моста через реку Эвон. После этого он разработал план дальнейшего расширения города, который завершили уже другие архитекторы.