У архитектуры и музыки гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Обе они относятся к искусству, обе создаются творческими и одаренными людьми. Обе подвержены влиянию стилей – мыс легкостью отличим классическую музыку и классицистическую архитектуру от всех прочих.
Ритм в музыке и архитектуре
Известное выражение Гете «архитектура – это застывшая музыка», не следует воспринимать буквально. Связь между двумя этими сферами есть, но она не линейна, мы не можем перевести здание в ноты или мелодию, так же как не можем музыку представить в виде архитектурного сооружения.
Отправной точкой, с которой можно начать разговор об общих началах музыки и архитектуры, являться ритм, он един и для архитектуры, и для музыки. Быстрый ритм музыкального произведения можно проиллюстрировать схожими приемами и в архитектуре. Наибольших успехов в понимании ритма в архитектуре достиг Моисей Гинзбург, он опубликовал книгу под названием «Ритм в архитектуре», выделив в ней два ключевых понятия:
- активно-динамический ритм, которому свойственно движение;
- пассивно-динамический ритм, который характеризуется статичностью.
Гинзбург сопоставляет текстовые описания ритмов геометрических фигур с простыми музыкальными фигурами. К примеру, простейшая кривая может быть описана набором нот, расположившихся по той же траектории. Передать прямоугольник сложнее, его углы, точки образованы двойной траекторией, а повторение движения рождает параллельность линий.Точка будет нотой, а движение точки, переходящей в линию, отразится в музыке.
Рисунок 1. В архитектуре любого здания используется ритм, как и в музыкальном произведении. От ритма зависит восприятие композиции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поиск вдохновения в музыке
Архитекторы как представители творческой профессии часто нуждаются в источнике вдохновения. Им может служить как некий архитектурный объект, так и нечто совсем не архитектурное.
Заглянув в офис современного архитектурного бюро, мы увидим открытое пространство, в котором концентрация творческой энергии достигает максимума. В этих условиях с одной стороны облегчается взаимодействие, но с другой стороны, теряется приватность. Поэтому спасением для многих проектировщиков является музыка. Изолировавшись от рабочего гула наушниками с шумоподавлением в музыке можно найти не только успокоение, но и вдохновение.
Рассмотрим основные аспекты влияния музыки на архитектора:
- ритм. В музыке ритм также повторяется, как и в архитектуре. Почувствовав его в музыкальном произведении, мы можем использовать его в архитектурном объекте;
- настроение. Музыкальная композиция может мгновенно изменить настроение и это настроение можно попытаться передать и в архитектурном объекте. Собственно, часто это происходит бессознательно, когда музыкальное настроение «переливается» в проект. Но можно использовать определенное настроение целенаправленно, чтобы добавить нужных красок в проект;
- пропорциональность. Музыкальная композиция состоит из куплетов и припева, эти части создают основу пропорциональности. Длинный куплет и короткий припев – одна пропорция, короткий куплет и повторяющийся припев – совершенная иная, близкая к частушке;
Городские общественные пространства стремятся стать более дружелюбными по отношению к горожанам, поэтому на них появляются различные активности, такие как качели, световые инсталляции и музыкальные фонтаны. Музыкальным инструментом может стать и набор труб и металлических панелей, закрепленных на фасаде, фантазия архитекторов безгранична.
Музыка является источником вдохновения и ее можно трансформировать так, чтобы она могла получить материальное выражение.
Поиск источников вдохновения может поставить в тупик даже самых продвинутых архитекторов. Но они вокруг нас - в природе, в еде, в нашем окружении, в книгах и журналах, в друзьях и коллегах. Вдохновение – сфера эмоций, а не разума, поэтому подобраться к эмоциям проще через музыку. Иногда она лучше слов может выразить эмоциональный настрой, глубину драматизма или яркость решения. Поэтому не стоит пренебрегать этим универсальным инструментом при создании творческого проекта. В конце концов, всегда можно «сменить пластинку» и найти себя в чем-то новом.