Причины реконструкции железных дорог
Линейные объекты так же, как и объекты капитального строительства требуют модернизации, ремонта и реконструкции по истечении определенного срока.
Развитие отечественной транспортной инфраструктуры сдерживается сложными условиями ее эксплуатации и высокой интенсивностью движения. Планируемые показатели интенсивности 25 лет назад были настолько далеки от реальных цифр, то современная транспортная система крупных городов не справляется с таким потоком. Эти же проблемы свойственны и железнодорожному транспорту.
Причин для реконструкции железной дороги существует множество:
- в первую очередь, самой распространенной причиной является износ верхнего строения пути и высокая потребность в замене. Если ремонт не принесет желаемых результатов, то прибегают к реконструкции;
- пропускная способность железной дороги может не соответствовать интенсивности движения;
- необходимо увеличить скорость движения поездов по дороге;
- целостность земляного полотна или верхнего строения пути были нарушены в результате аварии или других причин;
- меняется класс железнодорожной линии (изменение требований к интенсивность грузо и пассажиропотока);
- требуется значительная реконструкция инженерных сооружений, к примеру мостов, путепроводов, эстакад и часть железной дороги также заменяется. Для инженерных сооружений разрабатываются отдельные проекты реконструкции.
Рисунок 1. Процесс реконструкции железной дороги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реконструкция может проводиться поэтапно или затрагивать объект целиком. Она всегда направлена на улучшение эксплуатационных характеристик.
Реконструируют обычно обе части строения, и верхнюю, и нижнюю. Верхняя часть может быть заменена полностью или же, к примеру, заменяют только деревянные элементы железобетонными.
Один из важных трендов сегодня - создание высокоскоростного сообщения между крупными городами. Для этих целей ведется реконструкция путей, по которым поезда смогут перемещаться со скоростью более 200 километров в час. Такой вид сообщения является более экологичным, чем автомобили и самолеты.
Железнодорожный путь – это комплекс сооружений и устройств, образующий дорогу с направляющей колеей, предназначенный для круглогодичного использования.
Этапы реконструкции железной дороги
Перечислим основные этапы проектирования, если в задачи проектировщика входит реконструкция железнодорожного пути:
- в первую очередь анализируют и оценивают базовые характеристики линейного объекта - прочность, несущая способность, износ;
- оцениваются возможности для проведения реконструкции в зависимости от целей. К примеру, если необходимо подготовить дорогу к более серьезным осевым и погонным нагрузкам, то выполняется оценка геометрии балластной призмы, план и профиль пути, состояние земляного полотна);
- любая дорога является частью системы, поэтому реконструируя один участок стоит помнить и о других, взаимосвязанных с ним элементах. Увеличивая пропускную способность в одном месте, мы не можем сдерживать ее в другом;
- если планируется изменение продольного профиля, то требуется комплексная реконструкция инфраструктуры железнодорожной линии;
- в основном состав работ включает работы по плану, профилю и верхнему строению (замена рельсошпальной решетки удлинение переходных кривых, замена стрелочных переводов, очитка призмы, выправка пути, сварка петель и их шлифование), по земляному полотну (уплотнении насыпей, срезка обочин на нужном уровне, восстановление дренажа и водотоков).
Рисунок 2. Процесс реконструкции железной дороги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При проектировании новых дорог вначале ведется обоснование инвестиций, затем сбор и оформление разрешительной документации, далее проводят инженерные изыскания, разрабатывают техническое обоснование, и проводят экспертизу, по результатам которой можно получить разрешение на строительство.
Развитие транспортных систем неразрывно связано с состоянием экономики, если у предприятия или города есть средства на развитие инфраструктуры, то мы видим примеры внедрения передовых технологий. Создание транспортной сети требует больших инвестиций, но и на их содержание и ремонт уходят огромные средства. Самыми затратными являются инженерные сооружения, а именно мосты, тоннели, путепроводы, но зачастую именно в них кроется причина снижения скорости состава.