Русский храм
Каждая страна имеет свои архитектурные традиции, Россия гордится православными храмами. Православные храмы всегда строились согласно многовековым канонам, что позволяет объединить их в отдельный класс зданий.
Несмотря на общие базовые принципы построения каждый храм уникален и неповторим. В любом православном храме три части: притвор, храм и алтарь. Притвор – место для тех, кто еще не крещен или был отлучен от церкви. Притвор – символ греховности, но при этом именно в этой части проводятся многие церковные обряды, например, панихиды, обручения, освящения. Храм – место для молящихся. Алтарь – место для священнослужителей. Название «алтарь» происходит от латинского alta ara, возвышенное место.
Традиционно алтарь ориентирован на восток. В архитектуре алтарь получил свое выражение в абсиде, полукруглом выступе с восточной стороны храма.
Между храмом и алтарем расположен иконостас. Это стена с иконами. Первые иконостасы появились еще в Древнем Риме. Расположение икон на иконостасе также заранее предопределено. В центре над Царскими вратами размещается икона «Тайная Вечеря». Верхний ряд икон называется праотеческим, под ним пророческий, а еще ниже деисусный ряд. В нижнем ярусе находятся местные иконы, над ними праздничные.
Сегодня храмы отапливают радиаторами, а когда-то они обогревались печами, встроенными в стены, в которых была проложена сложная система дымоходов.
Также архитектурно выделяются следующие элементы храма:
- лопатка – вертикальный выступ из стены без капители и базы;
- барабан- верхняя часть здания, обычно круглая на которой устанавливается купол;
- шатер – это многогранное пирамидальное покрытие храма, которое было свойственно русским храмам до 17 века.
Рядом с храмом часто возводили причтовый дом, в котором размещались крестильная, комнаты священнослужителей, трапезная, а иногда и воскресная школа.
Рисунок 1. Рисунок 1. Архитектурные элементы православного русского храма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Паперть – это крыльцо перед входом в храм.
Прясло, кокошник, закомара в русском храме
Одними из характерных элементов в русском зодчестве являются полукруглые завершения стен, называемые закомарами. Закомары подобны своду и повторяют его очертания. При этом сами стены храма не монотонны, они разделены пилястрами или лопатками на прясла, то есть отсеки или части. Каждый такой отсек имеет свое завершение в виде закомары.
Закомары нужны для создания ритма и пластики фасада, они позволяют подчеркнуть вертикальные линии, создать воздушный образ храма. В закомарах могли устраиваться окна, но чаще они наполнялись декоративными элементами, окантовкой. Схожими по форме являются и кокошники, но если закомары имеют функциональную нагрузку, то кокошники исполняют лишь декоративную функцию. Кокошники позволяют обрамит переход от основного объема храма к барабану. Кокошники использовались в архитектуре вплоть до 18 века, до того момента, когда в моду вошли четырехскатные крыши.
Устройство православного храма соответствует церковным канонам и очень символично. Крест в плане храма является символом креста, как основы вечного спасения. Круг в барабане храма символизирует вечности. Четыре стены четверика символизируют духовную крепость. Вытянутые нефы храма символизируют ноев ковчег.
Количество куполов в храме также символично:
- один купол символ единого Бога;
- два купола в храме будут символизировать человека и Бога, два естества;
- три купола являются символом Святой Троицы;
- пять куполов символизируют Христа и евангелистов;
- семь куполов – семь таинств или семь даров Святого Духа;
- тринадцать куполов – Христос и апостолы.
Наполнение храма всегда символично, это в меньшей степени здание, а в большей степени образ, олицетворяющий рай на земле, Небесное царство.
Различают более двадцати видов православных храмов. Самым главным является кафедральный храм, это главное здание в епархии. Также выделяют больничные храмы, домовые, миссионерские, кладбищенские.
Рисунок 2. Прясло в русском храме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Храмовая архитектура России весьма разнообразна, она формировалась под влиянием традиций Византии, но сохранила много самобытных черт, присущих деревянному зодчеству.