Протомодерн
Стиль модерн родился на рубеже веков, он возник в ответ на новые изменения, вызванные техническим прогрессом.
Базой для развития идей модерна и законодательницей стиля и моды в те времена была Англия. Именно в этой стране сложились условия для устойчивого и продолжительного развития.
предшественники стиля модерн во многом вдохновлялись идеями движения «Искусства и ремесла». Джон Рескин и Ульям Моррис превозносили ручной труд и его эстетику, которая гораздо более ценна по сравнению со штампованными и безликими многотиражными изделиями. Моррис и Рескин верили в то, что при возвращении к ремесленным истокам может быть создана продуманная среда для человека, в которой для каждого найдется место и занятие.
Модерн вдохновляется этой ремесленной декоративностью, и часто в дизайне используются декоративные решения и элементы ручной работы. Еще одним важным принципом, который модернисты почерпнули у предшественников, был метод формирования здания изнутри-наружу, от организации к форме. Этот подход позволял добиться единства между интерьером и архитектурой.
Также для протомодернизма были характерны следующие принципы:
- внутренняя планировка проявляется во внешнем облике, дом понимается как живой организм;
- и планировка и фасады свободны от симметрии;
- архитекторы подчеркивают эстетику материала, многие поверхности остаются в неоштукатуренном виде;
- используются простые и четкие формы;
- между объемами прослеживаются точные закономерности.
Одним из самых известных модернистов в Англии был Чарльз Ренни Макинтош, чью фамилию мы вспоминаем каждый раз, глядя на длинный коричневый плащ. Но его заслуги гораздо шире, он пытался сформировать новый стиль, его работы относятся к раннему модернизму. Он работал не только с архитектурными объектами, но и с мебелью и одеждой. Сформированная им школа Глазго получила широкое признание и за пределами Англии.
Макинтош – это плащ из непромокаемой прорезиненной ткани, был в моде с середины 19 века.
Бейли Скотт и Шоу
Одним из самых известных представителей модерна на туманном Альбионе был Макей Хью Бейли Скотт, он родился в Великобритании, в графстве Кент. Судьба уготовила ему долгую жизнь, полную путешествий, карьерных взлетов и творческих достижений. Будучи сыном богатого землевладельца Макей Хьюз получил прекрасное образование, сначала он выбрал для себя направление, связанное с сельским хозяйством, но закончив обучение, решил изучать архитектуру. Он попробовал свои силы, обучаясь у городского архитектора Дейвиса. Следующие двенадцать лет он провел на острове Мэн, где его архитектурный талант стал очевидным. Собственную фирму Скотт открыл в конце 19 века. Известность Бейли Скотту принесла идея идеального дома, опубликованная в журнале.
Бейли Скотт занимался проектированием зданий, оформлением интерьеров, разработкой мебели. Первоначально он работал в Англии, затем переехал в Германию, где принимал участие в Дармштадской колонии художников, затем работал в Швейцарии, России, Польше и Соединенных Штатах Америки. Вместе в Чарльзом Макинтошем и Леопольдом Бауэром Бейли Скотт выиграл конкурс «Дом любителя искусств». Долгая профессиональная карьера позволила ему попробовать себя в разных стилях.
Бейли Скотт считается автором более трехсот зданий.
Рисунок 1. Макей Хью Бейли Скотт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В это же время в Англии работал другой известный архитектор, Ричард Норман Шоу.Он родился в Шотландии, в 1831 году. Известность Шоу приобрел благодаря проектам небольших загородных домов, которые были выполнены в староанглийском традиционном стиле и располагались в разных частях острова:
- в Дорсете;
- в Шроншире;
- в Хэрроу;
- в Сассексе.
В его проектах использовалась фахверковая система и ордерные деревянные элементы, поэтому дома были схожи не только с исторической застройкой Англии, но и с архитектурой Дании, Германии, Голландии. В 41 год Шоу был избран членом Королевской Академии художеств.
Последние годы работы Шоу посвятил стилю эдвардианский неоклассицизм, который был так назван в честь сына королевы Виктории.
Важнейшей постройкой Шоу является Вудленд хаус, этот дом, который был выстроен по заказу Люка Филдса, находится рядом с Тауэр-хаусом. Также он построил церковь Святого Свитуна, церковь Святого Михаила и Суонскобскую церковь.