Сложность возведения объекта во многом зависит от того, на какой территории он располагается. Горная местность в этом плане полна сюрпризов, поэтому является одной из самых сложных для разработки территорий.
Поперечный профиль
Проектирование линейных объектов ведется с помощью разработки плана, продольного и поперечного профилей. Поперечный профиль может быть типовым или индивидуальным. Индивидуальные профили используют в уникальных случаях, к примеру, при большой глубине выемки (более двенадцати метров), при большой высоте насыпи (более двенадцати метров, на слабых основаниях или грунтах высокой влажности.
Поперечный профиль представляет собой перпендикулярное к оси объекта сечение. На нем отражается следующая информация:
- дорожное полотно и его состав;
- дорожная кромка;
- обочины;
- откосы;
- дренаж.
Форма профиля должна соответствовать требованиям местности, позволять стекать тающему снегу и дождевой воде (обтекаемые формы). Необтекамые формы профиля должны быть снабжены дополнительными устройствами для отвода воды.
Даже в условиях горной местности, стесненности, поперечный профиль дороги должен соответствовать требованиям и включать все обязательные элементы. Обычно по типу организации профили делятся на те, что устраиваются на насыпях и те, что устраиваются на выемках.
Тальвег — это линия, которая соединяет самые низкие участки дна русла, оврага, долины и других вытянутых форм рельефа. По форме тальвег может быть близкой к примой или извилистой линией
Рисунок 1. Типовой поперечный профиль насыпи до 12 м высотой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проектирование поперечных профилей земляного полотна в горной местности
В силу того, что в большинстве случаев полотно дороги сооружается на косогорах, необходимо придать устойчивость насыпям. Поэтому, в ситуациях, когда поперечный уклон более чем 1 к 5, после удаления дерна, выполняют уступы шириной до четырех метров, им также придают поперечный уклон в низовую сторону.
Самыми распространенными типами полотна являются полунасыпи-полувыемки. Хотя в последнее время от этого принципа отказываются из-за его неэффективности. При отсыпке часть грунта теряется на крутом склоне, сложно выполнимо необходимое уплотнение грунта во время выполнения ступеней. Для дорог с высокой категорией выбирают размещение земляного полотна в открытой с одной стороны выемке, сам поперечный профиль выполняется по принципу полки.
Виды откосов зависят от следующих условий:
- если в изверженной породе встречаются редкие сетки вертикальных трещин, а сама порода сложена из плитообразных отдельностей, то откосы делают крутыми;
- в менее надежных осадочных породах, крутизна зависит от направления и угла падения пластов. Если в осадочной породе пласты наклонены к породе, то крутизна должна быть меньше наклона пласта. Если откосы наклонены от дороги или горизонтальны, то и откосы выполняют близко к вертикали;
- в слабовыветривающихся и скальных грунтах заложение откосов в монолитных выемках в отношении 1 к 0,2;
- в легко выветривающихся и трещиноватых породах заложение откосов в монолитных выемках от 1 к 0,5 до 1 к 1,5.
Основными данными для принятия решения служат отчеты об инженерно-геологических изысканиях. Стоит принять во внимание, что методы ведения строительства оказывают существенное влияние на структуру породы. При разработке выемок с помощью взрывных методов, даже прочная и монолитная скала будет пронизана трещинами, которых не было на момент проведения изысканий. Помимо данных о породе необходимо оценивать и свойства, поведение породы в различных условиях. К примеру, глинистые структуры, сланцы прочный и устойчивы в сухом виде, но разрушаются при дожде.
По данным изысканий могут быть обнаружены водонепроницаемые слои, которые могут стать плоскостью для движения грунтовых вод, важно выявлять такие потенциальные угрозы и устраивать перехватывающие дренажи.
В условиях стесненности зачастую невозможно организовать съезд с дороги. Потерявший контроль над управлением водитель не может остановиться или уйти с пути. Откосы на горных дорогах обладают максимальной крутизной, которая допускается исходя из их состава, а на обочинах выполняют надежные заграждения.
Рисунок 2. Поперечный профиль земляного полотна дороги категории 1. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Канавы, устраиваемые в скальный породах, выполняют в форме треугольника, при этом откос составляет 1 к 3. Для осыпающихся пород используют форму трапеции.