Проектирование автомобильных дорог
Дорожное строительство опирается на те же законы, что и строительство капитальных объектов, но имеет свою специфику.
Линейный объект – это объект (наземный, надземный или подземный), состоящий из конструктивных элементов, протяженность которых значительно превышает их ширину. Линейные объекты предназначены для передвижения, перемещения и передачи материалов.
Линейные объекты, такие как линии электропередач, автомобильные и железные дороги, газопроводы и нефтепроводы проектируются в специализированных организациях, имеющих соответствующий допуск СРО на перечисленные виды работ. Объем проектной и рабочей документации для линейных объектов существенно меньше, чем для объекта капитального строительства. Разрабатываются следующие разделы:
- общая пояснительная записка или ОПЗ, в которой приводят все исходно-разрешительную документацию и другие данные об объекте;
- проект полосы отвода, который включает проект планировки территории. Обычно используют небольшой масштаб, чтобы показать объект целиком;
- технологические и конструктивные решения сдержат описания основных искусственных сооружений, обоснование выбранной технологии, ее этапы и применяемое оборудование;
- здания и сооружения, которые входят в инфраструктуру линейного объекта, заполняют только при наличии подобных объектов в рамках проекта;
- проект организации строительства линейного объекта, в также при необходимости демонтажа или сноса, то и проект демонтажных работ. В этом разделе описывают трудоемкость работ, оценивают потребность в строительных материалах и трудовых ресурсах;
- мероприятия по охране окружающей среды на основании инженерно-экологических изысканий и проектных решений. Оцениваются на период строительства и эксплуатации;
- обеспечение пожарной безопасности линейного объекта, перечень мероприятий, направленных на пожарную безопасность на период строительства и эксплуатации;
- обеспечения безопасной эксплуатации, в том числе требования к обслуживанию и содержанию;
- сметная документация, сводный сметный отчет, объектные и локальные сметы;
- иная документация.
Состав проектной документации утверждением постановление Правительства РФ № 87. Экспертной проверке подлежит как проектная документация, так и результаты инженерных изысканий, которые должны предшествовать проекту.
Экспертизу проводит группа экспертов, которые должны охватить все разделы документации. Ведущим будет эксперт по профилю.
Рисунок 1. План автомобильной дороги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проектирование плана автомобильной дороги
Такой линейный объект как автомобильная дорога проектируется группой специалистов. Разрабатываются основные элементы, такие как:
- план трассы;
- продольный профиль трассы;
- поперечный профиль трассы.
В процессе проектирования важно выбрать трассу, по которой будет обеспечен самый быстрый доступ, то есть обладающую наименьшей протяженностью, а также минимальным количеством инженерных сооружений (мостов, тоннелей, путепроводов). Предварительная трассировка ведется на основании топосъемки, важные населенные пункты и точки, через которые должна пройти, дорога соединяются воздушными линиями. Затем оценивают количество препятствий на пути и возможности их преодоления или объезда. К примеру, небольшие реки могут быть спрятаны в водопропускные трубы, это небольшое инженерное сооружение, которое возводится достаточно быстро. По сравнению с объездом реки в несколько километров, водопропускная труба будет оптимальным решением. В то время как строительство моста по сравнению с объездом может оказаться более дорогостоящим решением. Помимо прочего радиусы поворота должны соответствовать допустим значениям. Также важна и категория дороги, от которой зависит количество полос, дорожные одежды. Все дополнительные требования к дороге заказчик перечислит в техническом задании.
При проектировании продольного профиля трассы ориентируются на равновесие земляных масс так, чтобы объем выемок равнялся объем насыпей. Такой подход значительно сокращает земельные работы.
Автомобильные дороги могут проектироваться в рамках нового строительства или реконструкции, в каждом из случаев стоит ориентировать на существующую улично-дорожную сеть.