Структура детских садов
Дошкольные образовательные учреждения имеют целый ряд особенностей, которые выражаются в их архитектурных решениях.
Опознать детский сад в городской застройке не составляет труда. Малоэтажное здание, окруженное рядом веранд, качелями, лесенками и грибочками и забором по периметру территории не может быть ничем иным, кроме как детским садом. Зачастую здания детских садов окрашены в яркие жизнерадостные цвета, которые ассоциируются с детством.
По мере развития типологии детского сада, эти учреждения становились все более специализированными, что можно продемонстрировать в ряде положений:
- в здание детского сада должно быть несколько входов, в каждую группу ведет свой вход;
- здание состоит из ячеек, в каждую ячейку входят раздевалка, игровая и спальная комнаты, а также санитарный блок;
- в центральной части здания размещается блок общих помещений, в который входят музыкальный и спортивный зал;
- в детском саду отсутствует общая столовая, так как дети питаются в группах, но всегда есть кухня;
- работа садика обеспечивается набором дополнительных помещений, в которые входят прачечная, медицинский блок, комнаты хранения инвентаря.
Детский сад представляет собой особую среду, в которой в течение длительного времени находятся большое количество детей и штат сотрудников, следовательно, эта среда должны быть удобна и для детей, и для взрослых. Помимо прочего в детском садике действуют жесткие санитарные нормы, которые призваны обеспечить чистоту помещений и их безопасность.
Рисунок 1. Пример планировки детского сада на 150 мест. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проектирование детского сада на 150/170 мест
Проектирование детского сада начинается с оценки территории будущей застройки касательно габаритов участка, ограничений со стороны существующей застройки, наличия санитарно-защитных зон, перепадов рельефа и т. д.
Как правило здания детских садов делают двухэтажными, если их вместимость больше 150 человек, и одноэтажными при меньшей вместимости.
За счет одноуровнего размещения всех помещений обеспечивается функциональность планировочного решения и связь между всеми блоками.
Наиболее распространенным является решение с размещением дошкольного учреждения в отдельно стоящем здании, при этом композиция плана может быть:
- централизованной, с короткими компактными связями;
- блочной, с функциональными группами в разных блоках.
Рисунок 2. Нетипичная планировка детского сада на 150 мест, второй этаж. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рассматривая основные направления проектирования детских садов, можно отметить обилие унифицированных объемно-планировочных решений, а также большой выбор конструктивных схем, которые могут быть реализованы в различных условиях. Этим обусловливается вариабельность зданий, которые хоть и основаны на стандартных решениях, имеют свои отличия и особенности.
Так как проектирование и строительство муниципальных детских садов выполняется за счет средств города, то экономическая сторона вопроса остается одной из самых важных.
Сегодня набирают популярность проекты монтессори-садов, в которых обстановка разительно отличается от обычных муниципальных садов, распорядок дня в них также изменен в соответствии с принципами воспитания по методике Монтессори.
Пристроенные к торцам жилых зданий детские сады, как правило, имеют вместимость менее 150 мест, в них 5 групп размещают по блочной схеме.
При наличии возможности здание детского сада может быть оборудовано бассейном.
Для обеспечения комфортного сна и отдыха помещения сада оцениваются по уровню шума, в дневное время допускает шум в спальных помещениях не выше 40 Дб. Для того, чтобы достигнуть этих значений оценивается звукоизолирующая способность внутренних и наружных конструкций.
Звукоизолирующая способность – это способность материала снижать уровень шума, проникающего извне.
Проектирование детских садов по сравнению с объемами проектирования жилого фонда очень незначительно, но потребность в новых детских садах очень велика. Сегодня новые жилые комплексы возводятся миллионами квадратных метров, а потребность в инфраструктуре новых объектов недостаточно удовлетворена. В новые квартиры приезжают молодые семьи с детьми, которым необходимы садики и школы в достаточном количестве. В этой ситуации новые микрорайоны могут предоставить ту необходимую инфраструктуру, которая станет расширяться в последующие годы.