Дорожное покрытие должно соответствовать целому ряду требований, чтобы обеспечить безопасное и безаварийное движение на любом участке трассы. Но в силу многих обстоятельств, среди которых и короткий сезон проведения работ, и экстремальные нагрузки от транспортного потока, и постоянные циклы смены температур, срок его работы сокращается.
Коэффициент сцепления
Сцепные качества покрытия являются одними из важнейших, поэтому эксплуатационные службы постоянные следят за ними и выполняют мероприятия по поддержанию сцепных качеств на высоком уровне. Это влияет и на скорость потока и на безаварийную езду.
Коэффициент сцепления – это величина, которая показывает соотношение между максимально возможным значением силы сцепления между шинами и поверхностью дороги и весом транспортного средства.
Коэффициент сцепления может меняться от 0 до 1, где 1 является самым высоким показателем. При уменьшении коэффициента, тормозной путь автомобиля увеличивается. Коэффициент сцепления меняется в зависимости от погодных условий, к примеру, для сухого асфальта он находится в пределах 0,7 -1, а для мокрого 0,4 -0,6, когда дорога заснежена он опускается до значений 0,1 -0,4.
При этом важно учесть и скорость движения, если автомобиль двигается по мокрой дороге, то чем выше его скорость, тем ниже коэффициент сцепления. Если дорога имеет изношенное покрытие, то риск еще увеличивается.
Значение коэффициента также меняется в зависимости от вида покрытия и его состояния, к примеру, для обледенелого укатанного снега коэффициент равен 0,12- 0,15, а для укатанного снега после россыпи песка (с учетом того, что ледяной корки нет) составляет 0,3-0,38. Коэффициент сцепления с грунтовой дорогой также очень низкий, когда дорога сухая он составляет 0,5 -0,6 (как мокрый асфальт), а в мокром состоянии опускается до 0,2.
Изменение коэффициента сцепления происходит вследствие действия следующих факторов:
- скорость движения транспортного средства;
- наличие неровностей дороги – колеса, подпрыгивая на неровностях, теряют контакт с дорогой;
- наличие пропитки дороги вяжущим материалом, из-за которой поверхность при высоких температурах летом может стать скользкой, так как пропитка размягчается на жарком солнце;
- влажность покрытия;
- продолжительность эксплуатации покрытия;
- шероховатость покрытия - чем она выше (до 4-5 мм), тем выше коэффициент сцепления;
- наличие обледенелости на дороге, а также снежного покрова;
- замасливание дороги нефтепродуктам;
- повышение давления в шинах, изначально при повышении давления сцепление увеличивается, а затем убывает;
- износ протектора шины и тип его рисунка.
Способы повышения качества дорожного покрытия
Чтобы повысить шероховатость применяют следующие способы:
- укладка нового дорожного покрытия, которое обладает лучшими свойствами. В качестве верхнего слоя используются щебнемастичный и дренирующий асфальтобетон. За счет включения крупных фракций этот слой будет более износоустойчив к шипованным колесам и обеспечит хорошее сцепление;
- метод фрезерования, при котором в дорожном покрытии выполняют бороздки, которые конструктивно увеличивают шероховатость. Чаще всего эти борозды быстро истираются, поэтому данный метод малоэффективный;
- втапливание дробленного песка в горячий асфальтобетон;
- введение полимерных добавок в асфальтобетонную смесь.
Помимо того, если требуется избавиться от скользкости на дороге, то ее посыпают песком с размером части от 0,2 до 5 мм с острыми гранями.
Рисунок 1. Проведение оценки состояния дорожного покрытия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мероприятия по повышению качества дорожного покрытия можно разделить на повторяемые и повседневные. К первым относятся ремонт, удаление гребенок, колеи, выравнивание поперечного профиля и прочее. К повседневным мероприятиям относятся очистка, россыпь щебня и песка мелкой фракции, удаление обледенелости и снежных заносов.
Выполнение мероприятий по содержанию и текущему ремонту дорог вменено эксплуатирующим организациям, которые обслуживают закрепленный за ними участок дороги. Многие участки требуют постоянного внимания, поскольку находятся в особенных зонах и подвержены возникновению опасных для водителей образований на дорогах в виде корки льда или снежного заноса. Другие же участки, напротив, могут эксплуатироваться годами, не теряя своих характеристик.