Города в эпоху промышленной революции стали расти вверх и вширь. До этого их развитие сдерживалось отсутствием эффективной транспортной системы, но с появлением автомобилей и лифтов человек смог позволить себе жить в большом городе, на последнем этаже высотного здания и не испытывать никаких сложностей.
Пешеходный город
Концепция пешеходного города подразумевает, что город должен быть удобен в первую очередь для пешехода. Сегодня наши города спроектированы для того, чтобы быть эффективными, рентабельными, быстрыми, вместительными, но они абсолютно не ориентированы на живущих в них людей. Перемещаться по большому городу сложно, требуются бесконечные пересадки, а в час пик это практически невозможно. Разорванность функциональных зон привела к тому, что и не перемещаться человек не может, он вынужден ездить каждый день на работу и проводить часы в транспорте.
Концепция пешеходного города стремится завершить все эти транспортные мучения и убрать транспорт вообще из повседневного маршрута человека. Все необходимые человеку места должны быть доступны пешеходу, к ним относятся:
- образовательные учреждения;
- магазины;
- рабочие места;
- больницы и полклиники;
- предприятия сферы услуг;
- рестораны и кафе.
Рисунок 1. Пешеходный город. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проектировщики должны дать человеку возможность решить все свои потребности в пределах пешеходной доступности, тогда потребность в личном автомобиле отпадает.
Многие города были пешеходными до промышленной революции, но в угоду удобства транспортного движения всю пешеходную сеть разрушили и построили широкие магистрали, многоуровневые развязки и путепроводы. Однако, такие большие города как Копенгаген, Фрайбург и Мюнхен смогли достичь прежнего удобства для пешеходов. Самыми удобными для пешеходов являются Флоренция, Эдинбург, Вашингтон, Мадрид.
Возможности пешеходного города
Первое, о чем говорят, когда описывают возможности пешеходного города – влияние на окружающую среду. За счет того, что уменьшается использование личного автомобиля, снижается потребление невозобновляемых ресурсов, а также:
- уменьшается выброс парниковых газов;
- уменьшается загрязненность воздуха;
- увеличивается доля зеленых насаждений, за счет снижения нагрузки на транспортную систему;
- уменьшается нагрузка на транспортную систему;
- повышается активность людей на улице, что положительно сказывается на бизнесе местных предпринимателей;
- уменьшается количество хронический заболеваний из-за активного образа жизни;
- повышается безопасность улиц из-за большого количества людей на них и социального контроля.
Но помимо удобства пешеходам важен и сам маршрут. Он должен пролегать в красивых, безопасных и интересных местах. Пешеходные города проектируются из расчета скорости движения пешехода 5 километров в час, поэтому фасады зданий должны занимать не более 6-10 метров в длину, создавая череду сменяющихся видовых картинок.
Наравне с пешеходным городом разработана концепция пешеходной деревни. Она представляет собой компактный район с многофункциональным поселковым центром.
Пешеходные города удобны и для велосипедистов, но два этих потока должны быть разделены и двигаться по разным полосам. Велосипедные дорожки опоясывают весь пешеходный город и позволяет передвигаться по нему с высокой скоростью, не нарушая безопасность других потоков.
Машины в пешеходном городе также должны быть, но в гораздо меньшем количестве, они объезжают город вокруг, оставляют продукты в магазины и товары, но не попадают внутрь районов надолго. Также мы обязаны оставить проезды для спецтехники, машины скорой помощи и пожарные машины должны иметь возможность проехать непосредственно к дому.
Таким образом пешеходный город строится на принципах устойчивого развития, он ориентирован на человека, его возможности и потребности, его поведение в среде. Пешеходный город разрастаясь должен сохранять компактность застройки, доступность главных центров притяжения.
За счет того, что на улицах появляется больше людей, количество горизонтальных связей также растет. Процветают добрососедство и взаимопомощь, в пешеходном городе соседи гораздо ближе знают друг друга и образуют более активное местное сообщество. В современных условиях магазины приближены к покупателю за счет огромного количества пунктов выдачи, что также работает на пешеходный город.