Неопластицизм
Неопластицизм – одно из ответвлений абстрактного искусства. Возникло в начале XX века в среде голландских художников, группировавшихся вокруг журнала «Стиль», который был посвящен новым художественным формам.
Для неопластицизма характерны четкие геометрические формы, которые отделены друг от друга линиями и сгруппированы в строгой последовательности (такая композиция была разработана Питом Мондрианом, родоначальником неопластицизма). Примечательно, что в неопластицизме используются только основные цвета палитры: помимо стандартных черного и белого применяются только красный, синий и желтый.
Рисунок 1. Неопластицизм в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается архитектуры неопластицизма, то он представлен в творчестве Тео ван Дусбурга и Геррита Томаса Ритвельда. Наиболее известным сооружением в стиле неопластицизма считается дом Шредер в Утрехте (1924). Его отличительными чертами являются:
- минимализм;
- функциональность;
- однотонные плоскости.
Надо сказать, что современные специалисты возродили неопластицизм в виде стиля оформления интерьеров. В интерьерах неопластицизма большое значение имеют мотивы, созданные Мондрианом. Помимо этого, применяются темные гладкие поверхности (например, для оформления стен и дверей), а также модульная мебель и однотонные полы.
Период «нового пластицизма»
Начало 50-х годов XX века – это начало нового периода у архитектора Ле Корбюзье, характеризующегося радикальным обновлением его стиля. От аскетизма и сдержанности форм он переходит к богатству и пластичности, начинает применять фактурную обработку поверхностей. Построенные здания в период с 1950 по 1965 гг. вновь заставили говорить об архитекторе Ле Корбюзье.
Прежде всего следует упомянуть о Марсельском блоке – многоквартирном жилом доме, расположенном на просторном участке с растительностью. В этом проекте использовались так называемые квартиры «дуплекс» (двухуровневые) с лоджиями, выходящими на обе стороны здания. Изначально Марсельский дом задумывался как экспериментальное жилище для коллективного проживания. Во внутренней части здания по центру был расположен общественный комплекс услуг – парикмахерские, библиотеки, почта и т.д. На стенах-ограждениях лоджий в таком масштабе впервые были применены яркие цвета – полихромия. Пропорции при проектировании здания подбирались по системе «Модулор».
Подобные жилые сооружения возводились в таких городах, как Нант-Резе, Фирмини, Брие-ан-Форе, а также в Западном Берлине. В этих сооружениях воплощались идеи «идеального города» Ле-Корбюзье.
В 1950 году по просьбе индийских властей штата Пенджаб Ле-Корбюзье занимался осуществлением одного из самых значительных проектов в своей жизни – генеральный план новой столицы Чандигарх. Город включал в себя административный центр, десятки жилых кварталов, школы, больницы, гостицицы и строился около десяти лет (1951 – 1960). В разработке этого проекта также участвовали архитекторы из Англии – супруги Максвелл Фрай и Джейн Дрю, а также Пьер Жаннере. Они занимались архитектурным надзором. Известно также, что с ними работала большая команда архитекторов во главе с М. Н. Шарма.
Сооружения, в проектировании которых участвовал непосредственно сам Корбюзье относятся к Капитолию и административному центру города (здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи). Каждая из этих построек отличается характерностью образа и монументальностью. Все эти здания представляли собой новое слово в архитектуре того времени. По аналогии с Марсельским блоком здесь была применена самая современная технология обработки бетонной поверхности («beton brut» или «необработанный бетон»). Такая техника стала визитной карточкой Ле-Корбюзье и была сразу же подхвачена многими европейскими архитекторами. Именно это послужило причиной появления нового течения в архитектуре – брутализма.
Строительство Чандигарха курировал Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии. Этот город был создан «с нуля» на пустом участке. Оценки специалистов будущих поколений были весьма противоречивыми. Тем не менее, в самой Индии этот город считается одним из самых удачных и красивых даже на сегодняшний день. Помимо этого, в Индии по проектам архитектора Ле-Корбюзье было возведено несколько зданий в городе Ахмадабад. Они были обладали не менее привлекательным внешним видом и конструктивными решениями.
Пятидесятые – шестидесятые годы XX века – это время окончательного признания творчества Ле-Корбюзье. В этот период он был буквально засыпан заказами, при этом каждый из его проектов был реализован. В этот период он построил несколько зданий, которые окончательно закрепили его славу архитектора-авангардиста. Среди основных – капелла Роншан, Бразильский павильон в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт и здание музея западного искусства в Токио. Все эти здания были отличны друг от друга по своему архитектурному замыслу и пластическому образу. Объединяло их лишь одно – все это были оригинальные и новаторские для своего времени произведения искусства.
Одной из последних работ Корбюзье был культурный центр Гарвардского университета – Карпентер-центр (1959 – 1962). В этом сооружении был собран весь многообразный опыт архитектора.
Архитектор скончался в 78-летнем возрасте в своем доме на берегу Средиземного моря. Помимо зданий и сооружений Корбюзье оставил после себя множество произведений искусства – картин, графических работ и скульптур. Многие из его работ хранятся в собрании Фонда Ле-Корбюзье в Париже.