Сталинская архитектура
Сталинская архитектура – это обобщающий термин, применяемый для описания архитектуры СССР периода, который начался с конкурса проектов Дворца Советов в начале 30-х годов и продолжался до середины 50-х годов XX века.
Сталинский стиль представлял собой характерное сочетание нескольких архитектурных стилей, которые разительно отличались от предыдущего периода расцвета авангарда (20-е гг.).
Пришедшая на смену старому стилю политика сталинского рационализма и конструктивизма способствовала появлению так называемого государственного монументального стиля. Во многом он был близок ампиру, неоклассике и стилю ар-деко. Следует заметить, что многие современные специалисты склонны рассматривать сталинскую архитектуру в контексте тоталитарной. Они усматривают в ней типологические черты современной ей итальянской и немецкой архитектур. Помимо этого, у сталинской архитектуры много общего с различными неоклассическими направлениями первой половины XX века (например, с архитектурой США).
Рисунок 1. Сталинская архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интересно, что в России начала XXI века наблюдался интерес к сталинской архитектуре. Он проявлялся как в ее научном изучении, так и в попытках ее упрощенного копирования. На сегодняшний день сталинская архитектура оценивается полярно – от признания ее лучшим достижением советского периода до полного отрицания какой-либо художественной ценности. Вероятно, такие расхождения связаны с неоднозначностью оценки самого периода правления Сталина.
Среди отличительных черт сталинской архитектуры следует выделить:
- ансамблевую застройку кварталов и улиц;
- заимствование идей русского классицизма;
- использование мотивов итальянского Возрождения;
- симметрия и иерархия блоков зданий;
- синтез архитектуры, скульптуры и живописи.
Завершение указанного периода в архитектуре произошло с выступлением Н.С. Хрущева в 1955 году, в котором был зачитан указ «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». После этого началась настоящая перестройка советской архитектуры и всей строительной отрасли в целом. В стране был объявлен переход на всеобщую индустриализацию, унификацию и стандартизацию. Перед инженерами стояла главная задача – обеспечить население страны жильем и общественными сооружениями. К этому времени в сталинской архитектуре наметились первые признаки кризиса: наметилась тенденция к копированию одних и тех же декоративных элементов.
Новая архитектура была более аскетична и опиралась на сравнительно небольшой список решений. Она была направлена на массовое строительство с применением стандартных изделий и конструкций. Вместе с тем подобный переход привел к тотальному упрощению проектов, резкому снижению эстетических качеств и сужению простора для творчества архитекторов.
Несмотря на вышеизложенное, здания, характерные для сталинской архитектуры, продолжали строиться вплоть до начала 60-х годов. Однако, это происходило одновременно с возведением более современных зданий.
Ар-деко и историзм московской архитектуры
Известные московские высотки 40-х годов стали настоящим шедевром отечественной архитектуры. Их архитектура, очевидно, подкреплена духом конкуренции с США. Эти здания создавались с опорой на небоскребы в стиле ар-деко. Соперничество двух держав началось с конкурса проектов Дворца Советов, победу в котором одержал так называемый «ребристый стиль» архитектора Б. М. Иофана.
Вторая Мировая война не внесла радикальных изменений в советскую архитектуру. Период с 30-х по 50-е гг. характеризовался естественным усилением триумфальных и патриотических черт в сталинском стиле.
Общим среди небоскребов США и сталинскими высотками было стремление к архаической тектонике, которая впервые появилась в сооружениях ар-деко.
Представления о единстве архитектурного стиля до- и послевоенных десятилетий основываются на монументальных имперских образах советской архитектуры. Советская архитектура 40-х годов уже не могла обогнать архитектуру США, поскольку в Штатах на рубеже 20-30-х гг. было построено более 120 небоскребов. Однако, архитекторы московских высоток стремились создать нечто новое, опираясь на опыт американских башен.
Отличие послевоенных проектов Л.В. Руднева и А.Н. Душкина от их довоенных работ заключается в попытках русификации архитектурных форм. Началом поиска этих форм принято считать 30-е годы XX века:
- Павильоны ВСХВ;
- Театр в Ташкенте;
- Дом правительства в Баку.
Как уже отмечалось выше, архитекторы послевоенных высоток опирались на опыт заокеанских коллег, а если быть точнее – на проекты 1910 – 1930-х гг. В этот период стилевой диапазон американских небоскребов был чрезвычайно широк, в этой связи с таким же разнообразием стремились работать и специалисты в Москве. Не все сталинские высотки включали «неорусские» детали. Для них были характерны длинные шпили, уступчатая иерархия корпусов, а также многоэлементность, отсылающая к церковным пятиглавиям.
С точки зрения стиля, внешний вид московских высоток был наиболее близок тем американским небоскребам, которые были бы конкурентами русской архитектуры даже если бы не случилось двух мировых войн и революции.
Приемы неоклассической архитектуры в высотках не доминируют, но и влияние ар-деко в послевоенных советских зданиях носит лишь косвенный характер.
Московские высотные здание, построенные в 40-е гг. разительно отличаются от американских небоскребов своим количеством и градостроительной ролью. Помимо этого, в американских зданиях отсутствуют шпили. Московские высотные здания отличаются от американских собратьев мощной основой корпусов, а главное – гармонией силуэта.