Станции технического обслуживания есть как в крупных городах, так и в небольших поселках, эти небольшие объекты инфраструктуры играют важную роль в обслуживании и ремонте автомобилей. Рассмотрим далее из чего состоит СТО и какие особенности стоит учесть на этапе ее проектирования.
Станция технического обслуживания
Любые автомобили требует периодического ремонта, иногда в целях профилактики меняют фильтры, иногда требуются более серьезные работы, которые затронут и кузов автомобиля, и его основные механизмы. Чтобы обеспечить удобную работу и высокую производительно проектируют станции технического обслуживания, состоящие из нескольких цехов или зон. В первую очередь выделяется цех общего ремонта, здесь решается большинство несложных вопросов, а машину могут осмотреть и продиагностировать. Также на СТО должны быть малярный и кузовной цеха, в них организовывается работа по окраске деталей и их выправке. Помимо этого, должны быть предусмотрены помещения для хранения деталей (склад), зона для приема и выдачи машин, места для сотрудников и администрации, подсобные помещения и зона ожидания для клиентов.
По мощности станции делят на три типа:
- малые объекты имеют до десяти постов. Набор оборудования позволяет выполнять работы по текущему небольшому ремонту, выполнять смазку деталей, зарядку двигателей, сварку и мойку;
- если на станции более 10 и менее 34 постов, то она относится к среднему классу, здесь может проводиться уже более глубокая проверка и диагностика, мастера могут не только выправить пару вмятин, но и восстановить кузов, изготовить новую обивку салона;
- на станциях, где более 34 постов могут выполняться любые виды работ, обычно они оснащены всем возможным оборудованием и решают любую проблему, которая возникает у владельца автомобиля.
Стоит также подчеркнуть, что станции обслуживания бывают городские и дорожные. И контингент, и круг решаемых вопросов у них очень разный. Если для городской станции важен стабильный поток хорошо знакомых клиентов, которые могут оставить автомобиль на несколько часов или дней в надежных руках знакомого мастера, то на дороге нужно как можно быстрее исправить поломку. При этом иметь в запасе детали, которые подойдут для разных марок и автомобилей затруднительно, поэтому необходимо иметь запас универсальных запчастей, аналогов и деталей самых популярных моделей, чтобы отремонтировать автомобиль здесь и сейчас, и он смогу доехать до городской станции обслуживания.
По своему статусу СТО также очень сильно отличаются и это влияет на их политику в сфере обслуживания. Самый высокий статус имеют дилерские СТО, которые обслуживают только одну марку автомобилей и дают гарантии на все запчасти и на работы. Ценник у таких компаний обычно выше среднего по рынку, но иногда у владельцев не остается иного выбора, так как при обращении в независимые СТО гарантия на автомобиль аннулируется. Независимые СТО в отличие от авторизованных дилерских работают со всеми или практически со всеми марками автомобилей. Они могут также располагать и опытным штатом сотрудников и предлагать сервис не хуже дилерского. Также существуют и индивидуальные СТО по типу гаражных мастерских, обычно они выполняют самые распространенные виды работ.
Рисунок 1. СТО на несколько постов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности проектирования СТО
Перечислим те аспекты, которые следует учесть на этапе проектирования:
- в первую очередь стоит внимательно ознакомиться с имеющимися данными и точно определить тип объекта, его мощность (количество постов), тип (дилерский, независимый, индивидуальный) и размещение (городское или дорожное);
- если речь идет о дилерской станции, то она обычно размещается при салоне, и зона ожидания клиентов размещается непосредственно в салоне, где они могут занять себя оценкой новинок или просмотром телевизора. Если СТО независимая, то о зоне ожидания придется подумать отдельно;
- чем больше постов в СТО, тем больше мастеров могут работать одновременно, а для них должны быть организованы удобные раздевалки;
- отдельно рассматриваются вопросы заезда и въезда, как для людей, так и для машин. Пути не должны пересекаться или создавать потенциально опасные ситуации;
Станции обслуживания могут размещаться как в существующих зданиях, так и требовать нового строительства. В каждом случае стоит индивидуально оценивать поток, возможности и ограничения места.