Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Неомикенская архитектура

Критская архитектура

Интересно, что в критской архитектуре нет четкого понятия законченного здания. Нет здесь и различия между внутренним и внешним пространством. Такая архитектура характеризуется главным образом сквозным пространством.

Неповторимое крито-микенское искусство было создано народами Восточного Средиземноморья, населявшими острова Эгейского моря в эпоху бронзового века (III – II тыс. до нашей эры).

До раскопок английского археолога Артура Эванса в начале XX века на острове Крит, главными центрами древней культуры этих народов считался город Тиринф и Микены. За несколько десятков лет до Эванса, другой ученый Генрих Шлиман сделал здесь сенсационные открытия. А. Эванс после открытия остатков дворца в Кноссе на острове Крит, принадлежавшего царю Миносу, предложил термин «минойская культура». Позднее её развитие условно было разделено на три периода:

  • ранний минойский (3000 – 2200 гг. до нашей эры);
  • среднеминойский (2200 – 1600 гг. до нашей эры);
  • поздний минойский (1600 – 1100 гг. до нашей эры).

Что касается областей севернее Крита, то между Пелопоннесом и побережьем Малой Азии в 3-2 тысячелетии до нашей эры также развивалась весьма самобытная культура. Вместе с культурой Крита и Микен она была названа эгейской.

Кносский дворец с высоты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кносский дворец с высоты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

После открытия дворца в Кноссе на северном берегу Крита, итальянские археологи открыли дворец в Фесте, а близ него – загородную виллу с остатками росписей XVI века до нашей эры. После подъема культурной отрасли Крита в среднеминойский период произошел некоторый спад, и гегемония перешла к Микенам, ранее зависимым от Крита. В этой связи территориально и хронологически было предложено разделять крито-микенское искусство и культуру на островное (минойское) и континентальное (микенское).

«Неомикенская архитектура» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Интересно, что на Крите отсутствуют храмы.

Кносский дворец

Сложный архитектурный ансамбль в Кноссе начал формироваться примерно в 2000 году до нашей эры, в среднеминойскую эпоху. Специалисты отмечают, что примерно через 300 лет произошло значительное разрушение, причины которого до сих пор неизвестны. Начиная с этих лет дворец начали выстраивать заново. Одной из особенностей Кносского дворца является отсутствие четкого плана в организации внутреннего объема сооружения.

Кносский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Кносский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Создается впечатление, что дворец растем сам по себе и свободно заполняет окружающее пространство. Следует заметить, что его объем асимметричен и занимает несколько визуальных уровней. Здесь мы можем наблюдать обилие лестниц, переходов, причудливо переплетающихся друг с другом. Существует теория, что появление термина «лабиринт» связано именно с планировкой Кносского дворца.

Архитектура в Микенах

Могущество Крита ослабевало в связи с постоянными землетрясениями, извержениями вулкана Эфа. Стихийные бедствия разрушали города острова. В XIV веке остров захватили ахейцы, проживавшие на юге Греции, на тот момент они занимали территорию города-государства Микен. Их искусство имело много общего с критским, но имело некоторые отличия. Наиболее известные памятники ахейской архитектуры были найдены в таких городах, как:

  • Микены;
  • Тиринф;
  • Афины.

После вышеупомянутого разрушения Кносского Дворца микенская архитектура достигает пика своего развития. Практически вся эгейская территория стала подчиняться власти Микен. Они вели активную торговлю на всём Средиземноморье и образовывали свои колонии.

С архитектурной точки зрения ахейское искусство является весьма примитивным, однако, здесь сохранились некоторые признаки оригинальности и самобытности местных зодчих. Мощные крепостные стены, окружающие микенские дворцы, без сомнения, наделялись чертами монументальности. Их внешний облик вполне можно назвать архитектурной композицией.

При создании микенскими зодчими перекрытий, использовался прием опирания по четырём сторонам. Перекрытия передавали нагрузку на стены, пилоны или другие несущие конструкции. Колонны делились на три части: капитель, ствол и база. База имела форму прямоугольного параллелепипеда, ствол был конусовидным и сужался книзу, а капитель составляли круглый эхин и квадратный абака.

Древние инженеры придумали, каким образом можно снизить нагрузку на перемычку над входом: над большим блоком, перекрывающим оконный или дверной проем, оставлялось треугольное отверстие, впоследствии оно закрывалось плитой с рельефным изображением.

Известняковая плита главных микенских ворот снабжалась рельефом. На сегодняшний день считается, что это единственный образец, иллюстрирующий развитие ахейской архитектуры. На нем изображались две львицы, опирающиеся передними лапами на алтарь. На алтаре был закреплен символ могущества Микен – магическая колонна.

Микенская культура была уничтожена завоевателями с Балканского полуострова (дорийцами). После военных столкновений многие зодчие-ахейцы были вынуждены бежать в Афины (этот город устоял от набегов). В этой связи Афины можно назвать городом, сохранившим некоторые знания о микенской архитектуре. Зодчие Афин впоследствии применяли эти знания в строительстве будущей Аттики.

С исчезновением аххейских градостроительных традиций исчезли каменные крепости-дворцы. Однако, многие черты микенской культуры перекочевали в другие регионы и повлияли на архитектуру Древней Греции. В первую очередь это проявляется в монументальности, желании создать элементарный и ясный архитектурный объем, а также в использовании типа строительства мегарона с портиком.

Замечание 2

Если говорить о нео-микенском возрождении, то это весьма редкий архитектурный стиль, он является частью неоклассического архитектурного возрождения XX века.

К образцу этого стиля можно отнести Национальный банк Греции в Нафплионе (30-е годы XX века). Строительством руководил греческий архитектор Збулидис. Форма столбцов здания была позаимствована из полуколонн на Львиных воротах в Микенах.

Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot