Площади, парки, улицы являются открытыми общественными пространствами. Большое количество пользователей предъявляет повышенные требования к организации подобных мест. Далее рассмотрим классификацию общественных пространств и их организацию.
Открытое общественное пространство – это часть городской территории, которая является общедоступной и на которой происходит формирование и воспроизводство общественной жизни.
Виды открытых общественных пространств
Общественные городские пространства являются ценным элементом городской структуры. Они выступают и местом городских гуляний на праздниках, и местом, окруженным исторической застройкой, и местом притяжения и проведения различных активностей. Эти пространства многопользовательские, их архитектура и среда должны удовлетворять многим требованиям, предлагать различные роли и модели поведения. Повышенный интерес к общественным пространствам объясняется их потенциалом в вовлечении горожан, в формировании идентичности, памяти места. В более глобальном плане это выливается в устойчивую форму городского развития, снижению оттока населения и улучшения качества жизни, формированию городского бренда.
Согласно классификации общественных пространств мы можем выделить следующие их типы:
- по территориальному признаку: городские и районные;
- по степени открытости: приватные и публичные;
- по функции: познавательные, развлекательные, религиозные, событийные;
- по времени пребывания: кратковременные, средневременные и длительные;
- по характеру деятельности: транзитные, стационарные и активные;
- по формообразованию: плоскостные, линейные и пространственные;
- по степени социальной активности: низкоактивные, средней и высокой активности.
Столь разнообразная классификация демонстрирует то, насколько по-разному могут восприниматься и использоваться общественные места. Для определенной категории пользователей будет важна развлекательная составляющая, и они будут выбирать места, в которых возможно ведение активной деятельности, стационарные и публичные, к примеру городские площади или скверы. Для другой категории будет важно спокойствие и тишина, соответственно предпочтение будет отдано местам низкой активности, для среднего времени пребывания, к примеру парки.
Рисунок 1. Парк Зарядье, общественное пространства, расположенное в городе Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация общественного пространства
Проектированием общественных пространств занимается целая команда специалистов, имеющих различные профессиональные навыки, к ним относятся архитекторы, генпланисты, социологи, конструкторы. Общественные пространства рассматриваются не столько как некий строительный объект, а скорее как сложная социально-пространственная система, в которой архитектура и городской интерьер должны лишь создать комфортные условия для определённых типов поведения.
В общем виде работа над проектом состоит из следующих этапов:
- Сбор исходных данных и их анализ, который включает не только размеры, геологическое строение, природные особенности, но историю места, анализ половозрастной структуры посетителей, анализ окружающей инфраструктуры.
- На основании собранных идей разрабатывается концепция нового общественного пространства.
- В том случае, если заказчик утверждает концептуальное решение ведется разработка проекта и рабочей документации, позволяющей реализовать эти решения.
Заказчиком в случае разработки открытых пространств обычно выступает город. Но в ряде случаев заказчиком может быть и застройщик, который помимо разработки проекта жилого или офисного здания прорабатывает и решения по организации дворовых площадок или парков на незастроенной части участка.
Несмотря на то, что с технической точки зрения разработать проект организации общественного места не составляет никакого труда, сложности вызывает разработка концепции, которая бы пришлась по душе горожанам. В последние десятилетия все чаще для решения этой задачи используются инструменты соучаствующего проектирования, когда жители сами предлагают идеи, голосуют, обсуждают и критикуют разработанные проекты. Реализуется это по-разному: через собрания, анкетирование, фокус-группы, мозговые штурмы. Жители, участвующие в разработке дизайна общественного пространства, в котором будут реализованы их идеи, получают пространство, соответствующее их запросам, а проектировщики могут поговорить с непосредственными пользователями. По итогу реализованный проект будет иметь у горожан больший успех, как место в создании которого участвовали они сами. Практика показывает, что привлечение горожан к подобному диалогу позволяет увеличить вовлеченность жителей в городскую жизнь.