Архитектурный ордер и его виды
Архитектурным ордером называют тип композиции, в которой используются определенные элементы, подчиняющиеся конкретной архитектурно-стилевой обработке. Архитектурный ордер включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаимную ориентацию.
Архитектурный ордер является реализацией стоечно-балочной системы, которая состоит из вертикальных (колонны и пилястры) и горизонтальных (антаблемент) несущих элементов. Надо сказать, что стилевое единство в применении колонн было характерно для древнеегипетской и крито-микенской архитектуры. Однако, в Древней Греции появилась строгая система, получившая название «ордер».
Термин «ордер» происходит от латинского «ordo» - строй, порядок. Впервые он был употреблен теоретиком архитектуры Витрувием в I веке до нашей эры в трактате «Десять книг об архитектуре». Всего различают пять классических типов ордера (они впервые были выделены итальянским архитектором Джакомо да Виньола):
- дорический;
- ионический;
- коринфский;
- тосканский;
- композитный.
Первые три возникли в Древней Греции, последние два – в Древнем Риме. Коринфский ордер редко применялся в Древней Греции, но получил широкую популярность в Древнем Риме.
Некоторые специалисты называют ордером другие стилевые композиции. Например, гигантский ордер (колонны в несколько ярусов) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом воспринимают нагрузку только от отдельных фрагментов антаблемента).
Рисунок 1. Коринфский храм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Считается, что дорический ордер стал первой стоечно-ригельной системой (VI век до нашей эры). Впоследствии получили распространение коринфский и ионический ордеры. В Древнем Риме и Греции ордеры применялись повсеместно. Во времена средневековья классическая архитектура была на время забыта. Интерес к ней вернулся только к XV веку нашей эры. В эти времена большую популярность приобретает трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре» - единственный сохранившийся античный труд в области архитектуры.
Многих деятелей искусства привлекло исследование античности, они принялись классифицировать каноны. Например, множество трудов в этой области было создано такими теоретиками, как Джакомо да Виньола, Франческо ди Джорджо и Леон Баттиста Альберти. Надо сказать, что труды отличались подходами и выводами. Традиции украшать архитектуру ордерами устоялись и просуществовали до XIX века в архитектуре Возрождения, барокко и классицизма. Зодчие классицизма вновь обращались к пропорциям возрождения, ушли от кривых линий, характерных для барокко и излишнего декора рококо.
В греческом ордере можно выделить несколько главных элементов. Основание ордера называется стереобатом и располагается на верхнем ряду фундаментной кладки здания (оно несколько приподнято над поверхностью земли). Верхнюю часть стереобата называют стилобатом. Выше располагается база, которая воспринимает нагрузки от вертикальных конструкций – колонн, которые служат главным несущим элементом конструкции. Верхняя часть колонны – капитель. В зависимости от типа ордера она может состоять из ряда конструктивных элементов. Верхняя завершающая часть называется антаблементом. Антаблемент в свою очередь разделяют на три части:
- карниз;
- фриз;
- архитрав.
Дорический ордер
Дорический ордер был распространен в Южной Италии, Сицилии и Пелопоннесе. Колонны дорического ордера были весьма массивным элементом с большим диаметром. Помимо этого, их ставили достаточно близко друг к другу, за счет чего сооружение казалось мощным и тяжеловесным.
Капитель в дорическом ордере состояла из трех частей: абака (верхней части, представляющей собой квадратную плиту), под ней располагался эхин, далее – часть капители, украшенная тремя поясками. Выступающий валик капители называется астрагал, он соединяется с основной частью колонны через декоративную «выкружку».
Рисунок 2. Святилище Артемиды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Развитие дорического ордера привело к изменению пропорций. Были скорректированы диаметры колонн и их высота. Например, в Коринфском храме (540-е годы до нашей эры) отношение диаметра колонн к высоте составило 1:4. В Пропилеях в Афинах (V век до нашей эры) – 1:5. В конструкции храма в Немее – 1:6,5. Со временем греческие колонны становились всё более изящными и стройными. Примечательно, что с развитием строительства в Древней Греции изменилось соотношение количества колонн на боковой и торцевой частях здания.
Следует отметить, что римляне, захватившие Грецию, переняли у местных зодчих технологию возведения сооружений. С этого момента ордер стал своеобразной визитной карточкой архитектуры Древнего Рима. Римско-дорический ордер несколько отличен от греческого. Он имел весьма стройные колонны и меньшую высоту антаблемента. Помимо этого, в римско-дорическом ордере колонны часто украшали каннелюрами. Нагрузку от таких колонн воспринимали специальные базы. В римском ордере колонны обладали большей поддерживающей площадью.
Ионический ордер
Ионический ордер был популярен в Аттике, на островах архипелага и в малоазийских колониях. Помимо своей основной несущей функции ионическая колонна выполняла функцию декоративного элемента. В отличие от дорической колонны, ионическая обладает специфическим цоколем, также её ствол характеризуется более изысканными деталями.
Седьмым чудом света называли святилище Артемиды, располагающееся в Эфесе. Здание было возведено критянином Херсифроном и его сыном Метагеном. Еще одним образцом ионического ордера является храм Геры на Самосее, он был создан Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. К небольшим объектам ионического ордера можно отнести мраморный храм на острове Сифнос.