Особо опасные объекты
Перечень особо опасных и уникальных объектов строительства (нередко называют просто опасными объектами) определен в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Надо сказать, что приведенный там перечень является весьма исчерпывающим.
Согласно этой статье к особо опасным и уникальным объектам относятся:
- объекты атомной энергетики (сюда входят ядерные установки, склады для хранения ядерных материалов и т.д.);
- гидротехнические сооружения первого и второго классов;
- линии электропередач и другие объекты электрической сети с напряжением более 330 киловольт;
- метрополитены;
- объекты авиационной и космической инфраструктуры;
- тепловые электростанции и т.д.
К уникальным объектам строительства относятся сооружения, в проектной документации которых будет присутствовать хотя бы одна из следующих характеристик:
- высота здания более 100 метров;
- пролеты несущих конструкций более 100 метров;
- наличие консольной части длиной более 20 метров;
- заглубленная подземная часть ниже отметки планировки на 15 метров и более.
Гидротехнические объекты
Под гидротехническим сооружением (объектом) понимается сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.
В соответствии с значением гидротехнических объектов для народного хозяйства в России делятся по капитальности на 5 классов. Сооружения 1-го и 2-го классов относятся к опасным и уникальным объектам. Первый класс гидротехнических сооружений представляет собой основным постоянные объекты гидротехнического строительства мощностью более 1 миллиона квт. Ко второму относятся сооружения ГЭС мощность 301 тыс. – 1 миллион квт, сооружения на сверхмагистральных внутренних водных путях, сооружения речных портов и т.д.
Рисунок 1. Гидротехническое строительство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В общем смысле гидротехнические объекты – это плотины, здания различных электростанций, водосбросные, водоспускные сооружения, туннели, каналы, дамбы, ограждающие хранилища и т.д.
При проектировании гидротехнических сооружений специалисты решают вопрос использования и охраны водных ресурсов.
Строительство метрополитена
Проектирование метрополитена начинается с выбора местоположения станции. Считается, что метро должно сначала прокладываться в отдаленные районы города. При этом должно учитываться, сколько людей проживает на той или иной территории, есть ли там промышленные предприятия, бизнес-центры, в которые люди вынуждены ежедневно приезжать на работу. Иными словами, оценивается эффективность строительства станции метро. На выбор места строительства влияет также такой фактор, как заселенность соседних районов. Нередко станцию решают строить в местах, где движение автомобилей максимально плотное.
После выбора площадки производятся инженерные изыскания. Специалисты собирают сведения, необходимые для экономического расчета и составления основного проекта станции. В состав инженерно-геологических изысканий обычно входят геодезические работы, геологические и экологические изыскания.
На этапе проектирования определяется глубина заложения станции метро, тип конструкции и способ проходки подземных тоннелей, разрабатывается проектно-сметная документация. Иными словами, проектировщики определяют «маршрут» подземных путей и место заложения станции.
Надо сказать, что любой проект строительства метро разрабатывается таким образом, чтобы строительно-монтажные работы не могли повредить памятники архитектурного наследия и другие надземные объекты строительства. В случаях, когда подземный маршрут проходит вблизи уже существующих тоннелей, разрабатывают варианты инженерной защиты этих тоннелей от шума, вибрации и блуждающих токов.
От наличия и количества надземных объектов будет зависеть, насколько глубоко будет заложена новая станция метро. Под уличными магистралями метрополитен может проходить на глубине всего 20-30 метров, это максимально экономичный вариант строительства. Если на поверхности располагаются жилые микрорайоны, то метро закладывается гораздо глубже.
В современности существует два основных метода проведения строительных работ – открытый и закрытый. При открытом методе тоннели и станции троятся в разработанных траншеях и котлованах, а после – засыпаются грунтом. Закрытый способ проведения работ применяется при строительстве глубоких станций и является более дорогостоящим.
Рисунок 2. Строительство метро. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Строительство любой «глубокой» станции начинается с прокладки шахтного ствола для лифта, который будет оставлять рабочих к месту проведения работ. Площадку, которая образуется вокруг ствола можно сравнить с большой лестничной клеткой, с этого места и начинается прокладка будущего метрополитена.
Чем глубже станция, тем большее количество ресурсов потребуется для её строительства. В 2011 году в Москве было принято решение, что большинство новых станций в ближайшие годы будет построено открытым способом. Этот способ значительно удешевляет строительство, поскольку достаточно лишь выкопать котлован, возвести железобетонные конструкции и выполнить обратную засыпку. Внутри полученного коридора, уже под землей, производятся работы по укладке путей. Проходка и укрепление стен тоннелей осуществляется с помощью чугунных тюбингов и водонепроницаемых железобетонных блоков обделки.
Параллельно с прокладкой тоннелей осуществляются работы по строительству самой станции и системы подземных переходов. После этого в метро прокладываются инженерные коммуникации и монтируются эскалаторы.
В станциях глубокого заложения эскалаторы устанавливают в длинных наклонных тоннелях. С повышением длины таких тоннелей увеличиваются требования к прочности и надежности.
В станциях мелкого заложения применяются поэтажные эскалаторы. Важно, что современные станции метро в обязательном порядке оборудуются лифтами для людей с ограниченными физическими возможностями.