С началом промышленной революции изменился не только ритм жизни общества, его уклад, но и привычные связи и процессы, которые были связаны веками, оказались разъединены.
Оценка после заселения
Проектировщик и заказчик всегда были связаны, так остается и сегодня, но изменилось то, что заказчик больше не является пользователем пространства. Архитектура всегда была доступна только самым обеспеченным слоям населения, монархи заказывали себе дворцы, купцы и дворяне - усадьбы и дома. Крестьяне же строили свои избы сами. Монархи, купцы и дворяне, заказывая проекты для себя, описывали все то, что должен был символизировать их новый дом. Сегодня ситуация иная. Архитектурные застройщики заказывают не для себя, а для продажи. То есть заказчик и потребитель – совершенно разные категории лиц, да и потребности у них сильно разнятся.
Так застройщик намерен получить наибольшую выгоду от своих инвестиций в проект, а покупатель ищет самую низкую цену на рынке, исходя из тех вариантов, которые интересуют его.
В этой ситуации архитектор всегда ориентируется на задание застройщика, он проектирует по этому заданию и оценивает успешность своей работы по удовлетворенности застройщика предложенным решением. Но этим объектом будут пользоваться совершенно другие люди, которые могут иметь собственное мнение относительно комфортности предложенных решений.
В обычном проектном процессе архитектор, выдав документацию и проведя несколько встреч на архитектурном надзоре ничего не знает о дальнейшей судьбе своего проекта. После заселения квартиры или офисы занимают собственники, а архитектор переходит на следующий объект.
Но существует инструмент, который позволяет получить обратную связь от жильцов и направить полученную информацию архитектору, он называется оценкой после заселения. Эта форма оценки удовлетворенности проектными решениями активно используется за рубежом, по следующим причинам:
- увеличивает качество проектных решений;
- создает двусторонний канал коммуникаций между архитектором и собственником;
- позволяет увидеть то, как проектные ошибки влияют на жизнь людей.
Архитекторы большую часть своего рабочего времени проводят в кабинете перед компьютером, не зная, какой именно жизнью живут люди в построенных по их проектам зданиях.
Оценка после заселения как инструмент оценки удовлетворенности проектными решениями
Оценка после заселения проводится для того, чтобы решить несколько вопросов:
- оценить общий уровень удовлетворенности объектом;
- выявить проблемные зоны;
- рассмотреть пути решения проблем и то, как они повлияют на удовлетворенность;
- изменить принцип проектирования в будущем.
В рамках оценки поле заселения можно опрашивать жильцов, арендаторов, главных инженеров объекта, собственников бизнеса, чтобы выявить разные точки зрения и разные уровни одной проблемы. Жильцы могут жаловаться на низкую температуру горячей воды, а главный инженер объяснит, что вопрос в том, что теплоноситель проходит длинный путь и значительно остывает еще до входа в дом, поэтому требуется его догрев до нормируемой температуры.
Проверка может выявить проектные, строительные, организационные, технические ошибки, допущенные на разных стадиях.
Рисунок 1. Аналогом оценки после заселения является тест-драйв квартир, когда застройщик предлагает проверить, подходит ли заказчику квартира, предоставляя ее в пользование на некоторое время безвозмездно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Оценка после заселения проводится через некоторое время после сдачи объекта, чтобы собственники могли сформировать свое мнение, основанное на опыте эксплуатации. Проводится оценка с помощью анкет, опросных листов или путем поквартирного обхода. Первый вариант проще реализуется, но вероятность того, что из 100 жильцов анкеты заполнит хотя бы половина, очень мала. Поквартирный обход позволяет узнать больше, некоторые свои проблемы, связанные с вентиляцией, замерзанием, шумоизоляцией собственники готовы продемонстрировать сразу, что также дает пищу для размышлений и приводит к изменениям в следующих проектах.
Цель оценки после заселения сводится к тому, чтобы постоянно повышать качество проектных решений, ориентируясь на обратную связь от пользователей. В результате каждый следующий проект будет на уровень выше предыдущего. Важно, чтобы критика была конструктивной.