Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образцовое строительство в Петербурге XVIII века

Образцовые проекты

Строительство всегда было делом затратным и продолжительным. Многостадийность каждого проекта порождала большое количество сложностей для его реализации. Одним из способов упрощения воплощения архитектурной идеи в жизнь стали образцовые проекты. Они представляли собой альбом чертежей, которые были «готовы к употреблению», то есть по ним можно было начинать строить. Практика использования образца была распространена уже давно, сначала церкви, потом дома, больницы, школы строили по образцу, возведенному в другом месте и возможно в другое время.

Альбомы с образцовыми проектами могли включать не только дома, площади и общественные сооружения, но и целые города. По типовому, образцовому проекты были построены деревянные стены Архангельска, стена по Земляному валу Москвы.

За счет применения образцов решалось сразу несколько задач:

  • единообразие городской застройки;
  • регулярность застройки;
  • сокращение сроков строительства;
  • высокое качество результата, так как проекты разрабатывались лучшими архитекторами.

Образцовые проекты Д. Трезини. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Образцовые проекты Д. Трезини. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Типовое проектирование пережило свой расцвет в советское время, когда типовые серии многократно использовались, модернизировались и использовались повторно, что впоследствии породило множество сложностей ввиду однообразия монотонности среды.

Типовое строительство Санкт-Петербурга

До разработки типовых серий, Санкт-Петербург застраивался «образцовыми мазанками».

Определение 1

Мазанка - это тип дома, который возводился из кирпича, глины или дерева, и сверху обмазывался глиной.

«Образцовое строительство в Петербурге XVIII века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основа типового проектирования на государственном уровне была заложена Петом Первым, в своем указе от 1714 года он говорит о том, что в каком бы стиле не строились дома, необходимо использовать чертежи Д. Трезини. Так серия домов Трезини стала распространятся по Санкт-Петербургу. Застройщики получили напечатанные альбомы, где на каждом оттиске был указан размер участка застройки, план дома, чертеж фасада и пояснения к ним. Застройщик должен был соблюсти габариты дома и привязку дома к участку.

Трезини разделил типовые проекты на три категории в зависимости от достатка:

  • для именитых, этот проект представлял собой двухэтажный особняк со скатной крышей (мезонином), большими окнами, ярко выраженной входной группой. Проект такого дома, точнее его фасад дополнительно согласовывался в городской канцелярии;
  • для зажиточных, этот проект представлял собой одноэтажный дом большой протяженности, он имел характерное архитектурное убранство в барочном стиле, такой дом мог себе позволить зажиточный ремесленник или представитель среднего класса. Дома для зажиточных имели длину в 20 метров, разделялись на мужскую и женскую половины, такие проекты использовали при застройке набережной Васильевского острова;
  • для подлых. Этот проект был одноэтажным, очень простым в плане архитектуры и оформлялся скромно, такой дом могли себе позволить служащие, бедняки. Такие дома располагались на второстепенных улицах, длина фасада составляла порядка 10 метров, длина ворот 3-4 метра, ширина дома равнялась длине фасада.

Также дома отличались и по месту расположения, отдельно были разработаны серии для строительства на набережных и важнейших улицах.

В целом все проекты серии Трезини отличались сдержанностью, минимальным набором архитектурных элементов (чердачные окна, наличники, барочные ворота).

Также Трезини разработал проекты загородных усадеб, которые размещались вдоль Фонтанки, такой дом должен были иметь регулярный сад в французском стиле, ограждение, парадный въезд, беседки.

Дом для именитых был самым высоким в серии и требовал согласования фасадных решений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Дом для именитых был самым высоким в серии и требовал согласования фасадных решений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Во время правления Екатерины II правительство установило отчетность по постройке домов согласно образцовым проектам, строить иное было запрещено, такое положение оставалось в силе до 1858 года.

В 1717 году Жан Батист Леблон разработал еще одну серию домов для «зело зажиточных», то есть весьма зажиточных людей, которые могли себе позволить более роскошные условия. В дальнейшем образцовые проекты дорабатывали, стремясь успеть за изменениями быстро растущего города.

Строительство по образцовым проектам было обязательным для всех, но не все здания были каменными, встречали и деревянные, и мазанковые.

Таким образом итальянский зодчий сформировал жилую застройку северной столицы в начале 18 века и оказал значительное влияние на дальнейшее архитектурное развитие города.

Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot