При проектировании здания важно создать гармоничный объект и выстроить грамотную композицию. Фасады здания разрабатываются на чертежах, в плоскости, но мы всегда должны помнить, что имеем дело с объемно-пространственной композицией, и она будет восприниматься зрителем с разных точек.
Объемно-пространственная композиция
В архитектуре мы имеем дело с четырьмя видами композиций:
- фронтальная, она развивается только в двух направлениях;
- объемная, развивается в трех направлениях, но не создает пространства;
- объемно-пространственная композиция строится в трех направлениях;
- глубинно-пространственная композиция также развивается в трех направлениях, но отличается тем, что зритель находится внутри пространства и передвигается по нему, постепенно воспринимая его с разных ракурсов.
От гармоничности композиции и зависит то, какое впечатление она произведет на зрителя и какие эмоции вызовет. Исследователи городов уже несколько десятков лет повторят тезис о том, что окружающая среда должна быть интересной и разнообразной, отличающейся от увиденного ранее и тогда она будет привлекать внимание, запоминаться на долгий период.
Оценить объемно-пространственную композицию можно с помощью виртуальной модели, созданной в программе или макета. На выбранном участке наносят будущее здание, а также размещают электронные копии существующих зданий и сооружений. Это позволяет смоделировать возможные маршруты и точки восприятия и выстроить композицию так, чтобы она производила нужное впечатление.
Рисунок 1. Объемно-пространственная композиция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Нюанс - это тонкое различие в объеме, цвете, размере, фактуре или отделке детали или архитектурного элемента. Нюансные сочетания позволяют точно расставить необходимые акценты.
Приемы гармонизации объемно-пространственной композиции
Для достижения гармонии архитекторы прибегают к следующим приёмам:
- симметрия и асимметрия, первая ассоциируется со стабильностью, спокойствием и уверенностью, а вторая придает динамизм и движение;
- нюанс и контраст, использование контрастных сочетаний подчеркивает противоречие, в то время как нюанс его смягчает;
- доминанта в композиции необходима для выделения центра и ядра, без нее глаз блуждает без определённого «якоря», за который можно зацепиться;
- тождественные элементы позволяют создать ощущение равновесия и схожести, они связывают воедино разрозненные части;
- ощущение гармоничности создаётся за счет использования сомасштабной человеку архитектуры, при это внимание уделяется не только высоте здания и отсутствию гигантизма, но применению элементов и деталей, которые основаны на антропометрических параметрах, так как ступени, проемы, двери и окна;
- ритм и метр — это самый часто применяемый прием в архитектуре, который определяет статичность или динамичность композиции, он показан в повторяющих с равным (метрический порядок) или чередующимся (динамический порядок);
- использование пропорций золотого сечений позволяет создать ощущение единства частей и целого;
- от линий также зависит восприятие пространства, вертикальные линии создают ощущение полета, зигзагообразные отталкивают, а плавные наиболее соответствуют спокойному и расслабленному состоянию;
- силуэт и форма здания также воспринимаются зрителем на подсознательном уровне, глаз разбивает сложные формы на более понятные и простые для изучения.
Рисунок 2. Пример объемно-пространственной композиции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гармоничность здания не может быть измерена в абсолютных числах, она всегда относительна и субъективна. Безусловно есть шедевры мировой архитектуры, которые большинством оцениваются как гармоничные и целостные, но в большинстве случаев присутствуют мнения как за, так и против.
Гармония в композиции это и недостижимый идеал, и равновесие, и спокойствие, и любовь, и энергия, и покой, и движение. Гармонии пытается достичь каждый творец и каждый находит ее в своем. Знание законов построения гармоничной композиции позволяет подойти к этому творческому процессу обдуманно и взвешено, но не определяет его успех. На создание целостной композиции может уйти несколько минут или несколько месяцев, это сложно предугадать заранее. Повторить и скопировать гармонию, созданную в одном объекте в другом не всегда возможно, слишком многое определяет наше восприятие, в том числе окружение и особенности местности.