Аэродромные покрытия
Для того, чтобы посадить многотонный самолет нужно не просто асфальтовое покрытие, а специальное аэродромное покрытие, которое справиться с высокими динамической и вибрационной нагрузками.
Взлетно-посадочная полоса, или взлетка, как ее называют сотрудники аэропорта является одним из самых ответственных участков всего аэродрома. Самолеты при взлете разгоняются по взлетно-посадочной полосе, чтобы набрать нужную скоростью и лишь затем отрываются от земли и взмывают в небо. Количество полос, их состояние, длина влияют на удобство и безопасность взлета.
Выделяют два типа аэродромного покрытия:
- жесткие, они делаются из бетона, армобетона, железобетона или асфальтобетона;
- нежесткие, их изготавливают из каменных материалов, которые обрабатывают органическим вяжущим, грунта и местных материалов, которые обрабатывают неорганическим вяжущим, а также выполняют из резиновых, пластмассовых или металлических элементов.
Армобетон – это мелкозернистый бетон, в структуре которого равномерно распределены проволочные стальные сетки, стержневая либо проволочная арматура.
По степени капитальности аэродромные покрытия бывают двух видов - капитальные и облегченные.
От качества аэродромного покрытия зависит безопасность и регулярность взлетов и посадок.
Аэропорты являются одной из самых динамично развивающихся структур. Они постоянно нуждаются в обновлении и техническом переоборудовании. Поэтому еще на этапе проектирования рассматриваются варианты их дальнейшего расширения и закладываются возможности для наиболее простой реализации следующих шагов. Схема развития аэропорта будет зависеть от целей, а также наличия финансовых и транспортных ресурсов.
Одной из главных характеристик аэропорта является его пропускная способность. Под пропускной способностью взлетно-посадочной полосы понимается максимальное количество взлетно-посадочных операций в сутки, в час или в год. Пропускная способность может меняться в зависимости от схемы организации движения, примыкающих полос, состава воздушного парка.
Новые технологии устройства аэродромных покрытий
Современные материалы обеспечивают максимальную долговечность аэродромных покрытий при высоких эксплуатационных характеристиках.
Сокращение затрат на возведение взлетно-посадочной полосы может оказать существенное влияние на стоимость объекта в целом. В большинстве случаев для создания аэродромных покрытий применяют асфальтобетон и цементобетон. Асфальтобетон имеет преимущество с точки зрения технологии, так как объект может быть принят в работу сразу после завершения работ по устройству покрытия. Цементобетонные покрытия должны набрать прочность перед началом эксплуатации, что занимает не менее 7 дней.
Перечислим основные направления совершенствования аэродромного покрытия:
- применение стеклопластиковой арматуры. Эта арматура снижает экономические затраты, не подвергается коррозии и не выделяет вредных веществ, но при этом имеет недостаточно высокую прочность и надежность. Из-за отсутствия четких инструкций в нормативной документации она применяется не так часто;
- добавки в смесь. Для быстрого набора прочности, повышения морозостойкости и стойкости к агрессивным средам применяют техническую серу. Сама сера является побочным продуктов процесса газоочистки;
- применение сталефибробетона, который имеет высокие технические характеристики и долгий срок службы без необходимости проведения частых ремонтов. Стальные фибры обеспечивают повышение трещиностойкости покрытия и его прочности.
Во время эксплуатации в аэродромном покрытия могут появиться выбоины и раковины, трещины, отслоения, просадки и проломы, разрушения, шелушения поверхности. При значительных деформациях покрытие ремонтируется или реконструируется.
Рисунок 1. Процесс создания нового аэродромного покрытия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В среднем срок службы цементобетонных покрытий составляет 20-25 лет, а асфальтобетонных всего 10-15 лет. По данным статистики межремонтный срок службы асфальтобетонных покрытий еще меньше.