В историю 19 века Николай Никанорович Дубовский вошел как руководитель Товарищества передвижников, одного из самых крупных объединений художников.
Биография Николая Дубовского
Николай Дубовский родился в Новочеркасске, его отец был войсковым старшиной. Рисовать Коля начал в раннем детстве, срисовывая иллюстрации из журналов. Первым учителем рисунка для Николая стал его дядя, художник А. Пышкин.
Несмотря на явный талант мальчика, его увлеченность рисованием, он должен был стать военным согласно семейной традиции. Так в 1870 году он поступает на учебу в военную гимназию. Несмотря на то, что военное обучение отнимало почти все время юного кадета, любое свободное время он проводил за рисованием. Он был готов вставать раньше, чтобы посвятить несколько часов любимому делу. Такое рвение не могли не заметить преподаватели и обратились к отцу с советом перевести мальчика в другую школу, где он сможет раскрыть свой потенциал.
Но отец был тверд в своем решении сделать сына военным, поэтому Николай заканчивает в 1877 году обучение и только после этого получает разрешение от отца на обучение в Академии художеств. Сначала он занимается как вольнослушатель, затем поступает на отделение пейзажной живописи. Он делает большие успехи в учебе, его талант отмечают сокурсники и учителя. Всего в Академии Дубовский провел четыре года, он был удостоен за свои работы четырех малых серебряных медалей, а его картины висели в классе учеников Академии, что также было весьма почетно.
От написания дипломной картины Дубовский отказался, он ушел из Академии в 1881 году. Подобный поступок вызывал осуждение со стороны представителей Академии. За 18 лет до этого подобная ситуация уже случалась, тогда 14 выпускников отказались от борьбы за медаль и выполнения дипломной работы по предложенной тематике. Закончив для себя академическое образование, свободный от указаний педагогов Дубовский полностью посвящает себя живописи. Его практически скандальных уход стал причиной того, что его картины не были приняты академическим Советом, но они были выставлены в Обществе поощрения художников, с которым мастер начал активно сотрудничать. Внимание к работам художника проявила и общественность.
В 1884 году он представил на передвижной выставке работу под названием «Зима», в которой отразил красоту первого снега. Картина получилась не холодной и бесчувственной, а очень искренней и теплой, в ней уместился целый рассказ художника. Эта картина была приобретена Третьяковым для своей коллекции.
Внимание к работам мастера усилилось многократно, он получает лестные отзывы от критиков. Его работы вполне самостоятельны, но в них все еще видно влияние наставников и учителей:
- М. Клодта;
- А. Саврасова;
- А. Куинджи.
Рисунок 1. Одна из самых известных работ Н. Н. Дубовского «Троице-Сергиева Лавра». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Творчество Николая Дубовского
Николай Никанорович много работал, он писал картины как в окрестностях Петербурга, так и в путешествиях по Крыму, Кавказу, побережью Белого моря.
Его самые известные полотна:
- «Притихло», на картине изображено замершее на мгновение Белое море. Повтор этой картины заказал Третьяков для своей галереи;
- «Туча надвигается», 1912 год;
- «Сумерки», 1909 год;
- «Вид на Палермо», 1917 год;
- «Деревня в горах», 1911 год;
- «Лопухи», 1885 год;
- «На Екатерининском канале летом», 1905 год.
Будучи активным участником Общества передвижников Дубовский оказался в центре всеобщего внимания. Его картины пользовались популярностью, на вставки общества стекалась вся интеллигенция, репродукции украшали журналы. Сила нового течения, которое отрицало устои академизма, лишь нарастала. Движение прекратило свое существование лишь в 1923 году, миновав глубочайшие кризисы в период революции.
Дубовский не писал портретов, его увлекала только природа и пейзажи. Он считал, что только талант мастера и красота природы могут найти отклик в человеческом сердце.
Дубовский был женат, его жена также была художницей. Племянник Николая Дубовского, Валентин Дубовский, стал известным архитектором, двадцатого века, он увлекся живописью под влиянием дяди. В предвоенные годы он спроектировал более 20 доходных домов, после революции занимался проектирование пригорода-сада Рублева, главного корпуса Шатурской ГРЭС.