Биография Николая Алферова
Николай Семенович Алферов родился в 1917 году, на Украине. Он закончил семилетнее образовательное учреждение и пошел работать токарем, параллельно получая среднее образование. В 1925 году он поступил на архитектурное от деление в Харьковский институт. Учеба заняла пять лет, он окончил вуз в 1940 году и успел в течение полугода поработать руководителем группы проектировщиков.
В 1940 году он вступил в ряд рабоче-крестьянской красной армии (РККА), прошел всю Великую отечественную войну и к гражданской жизни вернулся только в 1946 году. За свою отвагу он был награжден орденом Красной Звезды, медалями за Боевые заслуги, за Оборону Москвы, за Победу в ВОВ.
После окончания службы он приехал на Урал, где сначала работал ассистентом на кафедре графики. Кафедра архитектуры была открыта только в 1948 году, на нее он перешел старшим преподавателем, затем работал доцентом, позже профессором и в 1962 году заведующим кафедры «Архитектура».
Алферов после приезда на Урал продолжил обучение, он поступил в аспирантуру МАРХИ. В 1952 он возглавил группу архитекторов в институте «Горпроект», в этом же году защитил кандидатскую, а спустя 10 лет докторскую. Научный руководитель Алферова – Иван Николаев, один из основателей советского авангарда, именно он подсказал юному аспиранту тему для исследования.
В 1967 году кафедра архитектуры Уральского Политеха была преобразована в филиал МАРХИ. Директором Уральского филиала был назначен Алферов, через пять лет филиал МАРХИ был преобразован в Свердловский архитектурный институт или САИ.
Помимо проектной и педагогической деятельности он также занимался и общественной деятельностью, в частности, он был:
- секретарем Правления Союза архитекторов;
- членом-корреспондентом Академии художеств;
- депутатом городского Совета;
- первым председателем Свердловского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.
Рисунок 1. Николай Семенович Алферов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Творчество Николая Алферова
Алферов приехал на Урал после войны, это край был ему чужим, но узнав его историю, архитектуру и культуру, он посвятил жизнь тому, чтобы сделать его лучше. Его исследовательские проекты были направлены на анализ архитектуры первых железоделательных заводов на Урале. Свои отпуска он проводил в экспедициях по старым заводам, где осуществлял историко-архитектурные исследования развития промышленности и городского устройства.
Как преподаватель он читал курсы лекций по истории архитектуры Урала, и осуществлял научное руководство студентами.
К реализованным проектам Алферова относятся:
- цех гидромашин турбомоторного завода;
- жилые дома на улице Малышева и Свердлова;
- историко-революционный сквер;
- проект реконструкции музея Свердлова.
Рисунок 2. Фотография части исторического сквера, проектированием которого занимался Алферов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исторический сквер Екатеринбурга был разработан Алферовым. Он исследовал территорию железоделательного завода, был знаком с традициями регионального зодчества и поэтому предложил проект, в основе которого лежали музеи. В течение 16 лет он руководил работами по устройству ансамбля исторического сквера.
Сегодня Уральский государственный архитектурный институт, который он когда-то основал и возглавлял, носит его имя. Алферов считается основателем архитектурной школы на Урале, благодаря ему произошло становление уральской школы как самостоятельного направления.
Будучи исследователем, он видел проблему в том, что в СССР отсутствует архитектурно-градостроительная культура, хотя строительство ведется огромными темпами. Первая архитектурная школа на Урале должна была закрыть этот пробел.
История циклична, вуз, основанный Алферовым, продолжает его дело, и сегодня магистранты и студенты продолжают открывать новое в истории края, продолжают исследовать территории старых заводов и предлагать решения по их современному использованию. Алферов смог внести огромный вклад в развитие региона, в становление профессии и в понимание идентичности и ценности Урала. Будучи приверженцем сохранения памятников истории он очень бережно относился к тому культурному достоянию, с которым работал, прекрасно знал историю Урала, хотя с ней знакомо не так много местных архитекторов.